В 400 километрах от Москвы, в Липецкой области, после ремонта вновь заработал первый платный участок федеральной трассы "Дон".
Вчера те, кто хотел проехать эти пятьдесят километров с ветерком со скоростью 110 километров, должны были "купить билет". Желающих оказалось немало, у турникетов даже сначала выстроилась очередь.
Плату берут за проезд с 414-го по 464-й километр. За два километра до этого участка водителей предупреждают, что у них есть выбор: либо ехать по платной трассе, либо выбрать альтернативный путь.
Стоимость проезда с 9 до 21 часа для легковых автомобилей обойдется в 55 рублей, для автомобилей свыше 8 тонн - 220 рублей, для газелей и микроавтобусов - 110 рублей. В ночное время до 9 утра будет скидка для легковушек - 5 рублей, для большегрузов - 20 рублей, а для машин от 3,5 до 8 тонн - 10 рублей. При въезде на участок с двух сторон установлены кабины оплаты. Есть здесь и весы, чтобы определить, сколько должен заплатить водитель.
Пока плату за проезд берут наличными, но есть возможность использовать банковскую карту. По мнению экспертов, скоро появятся и другие электронные средства оплаты - бесконтактные карты. В любом случае, водитель должен сохранять чек до выезда с платного участка, так как на его протяжении есть отводы к местным населенным пунктам, и он может в них задержаться на три дня. Именно столько действителен чек при выезде. Жители же деревень, находящихся рядом с этим участком, могут совершенно спокойно въезжать на него и выезжать. По местным дорогам оплата берется только при проезде через шлагбаумы. Тот, кто потерял чек, к сожалению, должен будет заплатить за проезд второй раз.
По закону у автомобилиста есть альтернатива - проехать через населенные пункты Хлевное и Задонск, там как раз есть дорога такая же по километражу. Но так как она проложена через населенные пункты, там много светофоров, что значительно увеличивает время пути. По статистике, которая была собрана госкомпанией "Автодор", водители предпочитают быстрее добираться до назначения. И первый день работы платной трассы показал, что только 20 процентов трафика идет по альтернативной дороге. До закрытия на реконструкцию по платному участку, который был всего лишь 20 километров, шло более 60 процентов всего потока между Москвой и Новороссийском.
Пока тарифы рассчитываются на проезд по временной методике. Однако, по словам первого заместителя председателя правления "Автодора" Сергея Кельбаха, в правительстве находится методика максимальной цены проезда по платным дорогам, и в ближайшее время она будет утверждена. И стоимость проезда будет индексироваться с учетом роста инфляции. По мнению Кельбаха, вряд ли в 2011 году тариф вырастет, возможно, что цена станет больше в 2012 году, но ненамного, не более чем на 50 копеек.
Коммерческий участок дороги оснащен элементами интеллектуальной транспортной системы. Здесь установлены детекторы движения транспорта, есть камеры, которые распознают аварии, четыре метеостанции, подсказывающие дорожникам, когда надо убирать снег или обрабатывать полос от гололеда. В ближайшее время через каждые два километра сначала на платном участке, а потом и по всей трассе "Дон" планируют установить телефоны экстренного вызова, чтобы в случае ЧП можно было вызвать подмогу. При более серьезных ЧП планируется, что на помощь будет приходить МЧС. В целом, по словам Кельбаха, на "Дон" в следующем году из федерального бюджета на строительство новых участков будет выделено 23 миллиарда рублей. Но к 2018 году в госкомпании предполагают, что вливаний из госказны не понадобится. Кстати, по закону работники госкомпании не имеют права потратить ни копейки на свою зарплату из тех денег, которые заплатили водители.
На следующий год предполагается запустить в коммерческую эксплуатацию проезд мимо населенного пункта Ефремова, обход города Ельца и обход Богородицка. Всего на трассе М-4 "Дон" будет 188 километров платной дороги. В 2012 году коммерческие участки здесь вырастут до 320 километров. Рядом со столицей в Московской области также появится платный участок с 48-го по 71-й километр. Всего на М-4 в 2014 году будет 766 километров платных дорог.
Можно сказать, что проезд по ней от Москвы до Сочи обойдется около 800 рублей. Эти все участки будут эксплуатироваться госкомпанией на праве доверительного управления.
И только строительство тоннеля в Краснодарском крае протяженностью пять километров предполагается вести в рамках концессионного соглашения. Это обойдется в 300 миллионов евро, финансировать будет государство пополам с бизнесом. Срок концессии - 30 лет. Начало строительства намечено на 2016 год.