У фильма Юрия Кары "Мастер и Маргарита" странная судьба. К моменту выхода на экраны в 2011 году пройдет 20 лет с тех пор, как начались съемки картины.
Что случилось?
Трудности у съемочной группы появились с самого начала работы в 1991 году. Изначально собирались сотрудничать с Ялтинской киностудией, и даже началась работа в Ялте, но в октябре повалил снег, что-то случилось с оператором. Дело застопорилось. Эстафету подхватила киностудия имени Горького. Но ей не хватало технической оснащенности. Был 1992 год. В итоге производством картины занялась студия "ТАМП", которая сумела собрать, что называется, с миру по нитке. Услуги по производству фильма оказывали практически все киностудии бывшего СССР. Пиротехникой занималась студия "Беларусьфильм", комбинированные съемки выполняли на Свердловской киностудии. На "Мосфильме" - звукозапись, проявку и тонирование пленки.
Работа над картиной была завершена в 1993 году. А 1994-й ознаменовался полным развалом отечественного кинопроката и беспрецедентным "пиратством". Показывать "Мастера и Маргариту" просто было негде. Кроме того, решались спорные вопросы между режиссером и продюсерами. И еще один "сюрприз" - у бездетного Булгакова объявились "наследники" (в частности - Сергей Шиловский), которые обозначили свои права на уже готовую ленту, что фактически закрыло фильму дорогу на экран.
Пока длились судебные тяжбы, пока восстанавливалась система кинопроката, не стало очень многих актеров, принимавших участие в фильме. Ушел из жизни Михаил Ульянов (Понтий Пилат), Виктор Павлов (Кот Бегемот), Спартак Мишулин (Арчибальд Арчибальдович), Борислав Брондуков (Варенуха). Не дожил до премьеры и автор музыки Альфред Шнитке.
Теперь все спорные вопросы решены. Единственный правообладатель фильма - студия "ТАМП", которая и выпускает картину в широкий прокат весной 2011 года. Правда, в двухчасовом варианте вместо трех с половиной, снятых Юрием Карой, и в оцифрованной версии, с улучшенным цветом и звуком, хотя авторы фильма заверяют, что специальной графической обработки и вживления в фильм спецэффектов не будет.
Что получилось?
Юрий Кара, режиссер:
- В фильме сохранена многослойность романа, все его темы. К тексту отнеслись бережно. Подвальчик Мастера снимали в том подвале, что описан в романе. Особняк Маргариты - в особняке на Остоженке. Снимали в Израиле - там, где происходило действие книги Мастера. В оригинальном варианте фильм идет 3,5 часа. Продюсер Владимир Скорый потребовал сократить его до двух часов. Каждый понимает, что уложить роман в двухчасовой фильм без потерь невозможно. И пришлось жертвовать важными актерскими сценами, паузами - тем, что часто составляет воздух фильма. Мы сохранили и полный вариант в надежде выпустить телеверсию фильма в будущем.
Акцент сделан на две главные линии романа - Воланда и Человека - Иешуа и Пилата - и уже потом любовная история Мастера и Маргариты. И только в конц все герои сходятся в одной линии, достигая пика булгаковского замысла. Свобода - вот о чем говорил писатель.
Картина должна была выйти к зрителям намного раньше. Язык кино развивается. Любой фильм стареет. С другой стороны, хорошо, что мы не стали использовать компьютерную графику, которая делала тогда, в начале 90-х, первые шаги. Фильмы тех лет со спецэффектами сегодня смотрятся смешно. Мы же пошли за автором. Роман написан в 30-е годы, и чудеса, описываемые Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, характерны для того времени, они, быть может, несколько наивны, но проживут долго. Мы не использовали эффекты, которые могли разрушить ткань романа.