Компанию "Фаюр - Союз" объявили банкротом. А вскоре пресс-служба ДЭБ МВД России сообщила об аресте Руслана Албегова, одного из основателей завода и главы "Фаюр - Союз Трейдинг".
Ему предъявили обвинение в совершении преступления ч. 2 статьи 171 УК РФ (незаконное предпринимательство). Избрали меру пресечения - содержание под стражей. Так закончилось многолетнее противостояние одного из лучших водочных заводов страны с чиновниками из правоохранительных и налоговых органов.
А началась эта история пять лет назад. И также с ДЭБ МВД России. 11 июля 2005 года сотрудники милиции в количестве 14 человек под руководством старшего оперуполномоченного 48-го отдела ОРБ N9 ДЭБ МВД России Д. Чухутина приступили к проверке ОАО "Фаюр-Союз". Основанием проверки послужило постановление с неразборчивой датой за подписью замначальника ДЭБ МВД России К. Пирцхалава, в котором было указано, что в действиях работников ОАО "Фаюр-Союз" усматриваются признаки преступлений по ст. 171.1 ч. 2 и ст. 199 УК РФ.
Впрочем, опечатывание, осмотр и изъятие, которые проводились в отсутствии руководителей завода, без представителей органов исполнительной власти, без вручения копий протоколов и описей администрации завода, трудно было назвать проверкой. Это скорее походило на вооруженный налет.
Гендиректор "Фаюр-Союза" обратился с жалобой в суд. И Правобережный районный суд РСО-Алания 13 июля вынес постановление: все проведенные и проводимые проверочные мероприятия являются незаконными, в том числе и само постановление о проверке. Кроме того, милиция даже не смогла представить суду обоснования проверки завода.
Ни для кого в городе не было секретом, чем была вызвана эта проверка. Ну, представьте себе: братья Албеговы создают в Беслане современнейший завод с лучшим итальянским оборудованием для производства ликеро-водочных изделий. Разрабатывают оригинальную рецептуру водочных изделий. Предприятие входит в Топ-30 производителей алкогольной продукции страны. Обеспечивает работой более 600 жителей Беслана. Выступает спонсором различных спортивных мероприятий, содержит детскую футбольную команду, велосипедную школу. Оказывает финансовую поддержку творческим коллективам республики. Как говорится, с таким богатством и без "крыши"? А если без "крыши", то почему на свободе?
После грубой и неудачной милицейской атаки в бой с заводом подключились налоговики. О том периоде "Российская газета" рассказывала дважды. Напомним, о чем шла речь. В октябре 2005 года завод обратился в управление Федеральной налоговой службы по РСО-Алания с заявлением на выдачу федеральных специальных марок (ФСМ), выполнив все необходимые условия для их получения и оплатив их стоимость. Марки "Фаюр-Союз" не получил, как и официальных объяснений причин отказа. Сведущие люди знают, что для того, чтобы получить акцизные марки без проблем, надо сверх положенного заплатить налоговикам черным налом - и бери марок сколько сможешь. Есть и более универсальный способ ведения алкогольного бизнеса в республике: плати с каждой бутылки кому надо и работай спокойно без всяких лицензий и налогов. И ни с какими проверками никто не придет, особенно вооруженные люди в масках.
"Фаюр-Союз" решил действовать по закону. Обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия УФНС России по РСО-Алания и понуждении последнего выдать ФСМ. В феврале 2006 года Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа признал бездействие налоговой службы незаконным и обязал ее выдать в полном объеме требуемые марки.
Казалось бы, справедливость восторжествовала, завод поставил налоговиков на место, дав понять, что играть по их правилам не намерен. Однако постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа должностными лицами республиканской налоговой службы просто-напросто не исполнялось вплоть до истечения срока действия лицензии.
После публикации в "РГ" Следственный комитет при прокуратуре РФ по
РСО-Алания возбудил уголовное дело в отношении должностных лиц республиканской налоговой службы по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286 и ст. 315 УК РФ (превышение должностных полномочий и злостное неисполнение решения суда).
Налоговики свой проверочный пыл умерили. А вот старые знакомые из МВД завод не забывали. На территорию "Фаюр-Союза", например, в любой момент могла въехать неприметная "Газель". Выбегут вооруженные люди в масках, блокируют местную службу безопасности, оцепят завод по периметру, займут боевые позиции у всех входов и выходов. Зачем устраивать такие маски-шоу? Во-первых, это эффектно, как в страшном кинобоевике. А во-вторых, после такой "психоподготовки" самое время неформально побеседовать с руководством завода о житье-бытье, о прошлом и будущем. А банкротство и арест - это первое, что обычно обещают за несговорчивость.
За что же арестовали Руслана Албегова? Это не менее захватывающий детектив с самыми неожиданными поворотами сюжета, в котором уже Следственный комитет при прокуратуре РФ по РСО-Алания вынужден заводить уголовное дело по результатам действий следственной группы Следственного комитета при МВД России. Обратимся к документам.
В апреле 2009 года сотрудниками ДЭБ МВД в девяти регионах было обнаружено и изъято более миллиона бутылок водки, якобы не отраженной ООО "Альфа" (г. Беслан) в единой системе учета алкогольной продукции. Возбуждается уголовное дело по ст. 171 УК РФ.
Фирма "Альфа" обращается в суд, где доказывает, что изъятая продукция является ее собственностью и значится по бухгалтерскому счету 45 как товары отгруженные, но неоплаченные. В июле Правобережный районный суд РСО-Алания признает действия сотрудников МВД России по изъятию алкогольной продукции незаконными и требует возвратить продукцию незамедлительно собственнику. В решении суда особо подчеркнуто, что "на неоднократные требования суда о предоставлении доказательств законности производства оперативно-розыскных мероприятий, в рамках которых была изъята алкогольная продукция ООО "Альфа"... должностными лицами МВД России никаких доказательств суду не представлено".
Что в таких случаях делают стражи закона? Исполняют решения суда, возвращают незаконно изъятую продукцию, хотя бы извиняются за нанесенный материальный ущерб? Все наоборот. Не исполняют, не возвращают. Мало того, именно в рамках этого уголовного дела, спустя полгода после решения суда, оперируя теми же незаконно изъятыми бутылками водки, Р. Албегова и арестовывают.
У следователей в большом ходу формулировка: "Есть основания полагать, что..." Она универсальная на все случаи жизни. Даже если доказательств не хватает, можно написать в постановлении: "Есть основания полагать, что...". И дальше, к примеру, любую фирму можно "включить" в состав "Фаюр-Союза" или заявить, что Р. Албегов "фактически выполняет функции руководителя" этого предприятия. Если учесть, что московская фирма "Фаюр-Союз Трейдинг" торгует продукцией нескольких десятков производителей спиртного, в том числе и зарубежных, то возможности открываются неограниченные.
Например, в апреле 2010 года следственная группа СК при МВД РФ с участием сотрудников ДЭБ МВД РФ Д. Чухутина и П. Каравацкого (эти фамилии уже не отделимы от истории "Фаюр-Союза") производит обыск в ЗАО "Владимпекс" (г. Дигора, РСО-Алания). Изымается 26 880 000 ФСМ, предназначенных для нанесения на водочную и винную продукцию. Марки передаются на ответственное хранение представителю того же "Владимпекса". А 6 мая та же следственная группа производит из маркохранилища выемку 14 895 000 ФСМ, предназначенных для водки. И увозит их в неизвестном направлении. Запомним важную деталь: увезли по документам только водочные марки. Винные марки в количестве 11 985 000 шт. остались, согласно протоколу выемки, в опечатанном хранилище.
Следственное мероприятие проходило с многочисленными нарушениями. В нерабочее время, без предупреждения администрации предприятия, в отсутствии директора завода и даже материально-ответственного лица за эти марки. Остаток ФСМ никому не был передан на ответственное хранение. Хотя стоимость марок исчисляется десятками миллионов рублей.
Директора "Владимпекса" Б. Акоева возмутили такие методы и действия следственной группы. Обоснование обыска тем, что, дескать, "есть основания полагать, что соучастниками Албегова Р.Т. продолжается производство и отгрузка нелегальной алкогольной продукции", лишь укрепили подозрения, что здесь что-то не чисто. Во-первых, "Владимпекс" никакого отношения к Р. Албегову никогда не имел и не имеет. Во-вторых, к заводу никто налоговых претензий не предъявлял. В-третьих, в случаях, когда у следствия "есть основания полагать" или "предполагать", законодательством предусмотрены совершенно другие юридические механизмы.
Директор пишет заявление в Следственный комитет при прокуратуре РФ по РСО-Алания. Он просит привлечь сотрудников МВД РФ к уголовной ответственности за превышение полномочий, за халатные действия в отношении имущества "Владимпекса". А кроме того, сообщает, что опасается за сохранность ФСМ, так как до него дошла информация, что на черном рынке появилось большое количество как водочных, так и винных марок.
Опасения директора подтвердились. Процессуальная проверка в сентябре этого года установила "факт отсутствия (в опечатанном милицией хранилище) винных ФСМ в количестве 9 700 000 шт. на общую сумму 14 879 800 рублей. При этом следов незаконного проникновения в помещение маркохранилища не имелось. Вход был опечатан надлежащим образом. Целостность печатей не нарушена". 27 октября 2010 года Следственный комитет при прокуратуре РФ по РСО-Алания возбуждает уголовное дело в отношении "неустановленных лиц, которые в период проведения выемки 06.05.2010 совершили тайное хищение имущества, принадлежащего ЗАО "Владимпекс" в особо крупном размере на общую сумму 14 879 800 рублей". Вот как повернулось дело с формулировкой в постановлении следователя МВД "есть основания полагать...". Действительно есть. И уже не основания, а факты. Правда, для следователей из другого ведомства...
9 апреля 2010 года вступил в силу ФЗ РФ N 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Он исключил из ст. 171 УК РФ положения, предусматривающие наступление уголовной ответственности за нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении предпринимательской деятельности. Р. Албегов, арестованный по этой статье, согласно новому закону, с 9 апреля должен быть на свободе. При любых условиях. Даже если бы он действительно был "фактическим владельцем и руководителем" всех предприятий страны по нелегальному производству и сбыту алкогольной продукции. Но Албегов остается под стражей и 9, и 10, и 11апреля.
Следователь А. Егоренков только 12 апреля получит от судьи Тверского районного суда санкцию на заключение под стражу Р. Албегова, подозреваемого уже в новом преступлении - вымогательстве. С 12-го числа Албегов считается заключенным под стражу по ст. 163 УК РФ. 16 апреля следователь прекращает уголовное преследование Р. Албегова по ст. 171 УК РФ и тут же предъявляет ему обвинение по ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с организации). Хотя в соответствии с ФЗ РФ от 29.12.2009 г. N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", возбуждение уголовного дела по указанной статье допустимо только при наличии вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности. Такого решения налоговиков в отношении Р. Албегова не было и нет - значит, не может быть и уголовного дела. В нашем случае опять все не так.
Новые законы, похоже, серьезно осложнили жизнь сотрудникам ДЭБ и следователям МВД. Представьте: наступает 9 апреля. Хочешь не хочешь, а надо освобождать из-под стражи Р. Албегова. Сколько сил и времени было потрачено! И все насмарку? И надо же было случиться такому удачному стечению обстоятельств: именно в этот день, 9 апреля, из старого уголовного дела следователем выделяется и возбуждается новое по ст. 163 УК РФ. Статья надежная, в том смысле, что от новых тенденций по либерализации предпринимательской деятельности не зависит. На этот раз Р. Албегова подозревают в том, что два года назад в июле 2008 года он под угрозой применения силы заставил двух граждан Г. Георга и М. Теличкина передать ему права на их имущество в Сочи.
Неожиданный поворот, согласитесь. Два года люди молчали и вдруг - оказались в нужное время в нужном месте. Допустим, боялись угроз со стороны Албегова. Возможно. Хотя господина Георга трусом не назовешь. Не всякий смельчак, находясь в федеральном розыске, явится в МВД с заявлением. А он явился, несмотря на то, что СУ при УВД г. Сочи возбудило в прошлом году уголовное дело, и с 23.10.2009 года он объявлен в розыск. Сочинские следователи его не могут разыскать, а он в это время как добропорядочный потерпевший беседует с московским следователем в СК при МВД. Но самое удивительное - в Москве Г. Георг рассказывает, как Р. Албегов завладел их фирмой "Резонанс", а в Сочи Георга и Теличкина жаждут допросить совсем о противоположном: как по фальшивым документам переоформили "Резонанс" в мае 2009 года на гражданина Украины, а в июне уже на литовца.
История, как видим, получается не банальная. И началась она не 9 апреля.
- О сочинской собственности брата следствие уже могло знать в декабре 2009 года, когда во время обыска в его доме были изъяты и все документы, касающиеся наших отношений с Теличкиным и Георгом, - говорит А. Албегов. - В 2007 году мы заключили соглашение, по которому купили 50% долей в ряде их фирм и обеспечивали финансирование деятельности этих организаций. Однако, как позже выяснилось, большая часть денег была присвоена партнерами. Когда их уличили в хищении, то в порядке возмещения долга они предложили расплатиться своими долями, включая и "Резонанс". Все договора, соглашения, расписки в получении денег, финансовая и бухгалтерская отчетность, показания очевидцев - все у следствия имеется. Но следствию, думаю, не выгодно показывать то, что свидетельствует о явной заинтересованности кого-либо в оговоре Албегова. Не исключаю даже, что заявителями они могли стать не по своей воле.
Брат - лицо, конечно, заинтересованное. Процитировали мы его для того, чтобы посмотреть на уголовное дело не только глазами обвинения. А заинтересованных лиц в нем хватает. У всех участников здесь свои интересы: и у заявителей, и у обвиняемого, и у следствия. Вопрос в другом: чему эти интересы служат?
Кто у кого что украл, выяснять, конечно, не нам. Решать: кто преступник, а кто жертва, кто и какие налоги не уплатил - тем более не наша компетенция. В таких случаях говорят: пусть разбираются правоохранительные органы. Но многолетний клубок событий вокруг "Фаюр-Союза" как раз показывает, что бизнес Албеговых вниманием правоохранительных органов не обделен. Напротив, пять последних лет сотрудники и следователи МВД постоянно разбираются с ним. Да только почему-то разбираются такими методами, что уже суды признают действия стражей закона незаконными. А если так происходит не раз и не два, значит, есть и интересанты... Есть, согласитесь, основания так полагать.