Для федеральных трасс необходимо создать "зеленые стандарты", которые помогут свести к минимуму возможный ущерб природе при строительстве новых дорог. Такие наработки уже есть на возведении олимпийских объектов в Сочи, сообщил заместитель министра природных ресурсов и экологии Игорь Майданов.
Кроме того, дорожники предлагают законодательно включить посадку деревьев и другие компенсационные меры, помогающие сохранить природу, в проекты строительства дорог. Об экологических проблемах, связанных с прокладкой инфраструктуры, вчера говорили на "круглом столе" в Госдуме, который был организован Комитетом по природным ресурсам, природопользованию и экологии.
Заместитель председателя правления госкомпании "Автодор" Сергей Кельбах пояснил, что сейчас в бюджетах всех уровней средства, связанные с посадкой деревьев, сохранением окружающей среды при проектировании дорог, не предусмотрены. И если эти работы все-таки будут включены в проект, то госэкспертиза, которая следит за расходованием бюджетных средств, вполне может вычеркнуть из сметы "необязательные" шумозащитные ограждения или переходы для животных. Тут, правда, есть одно но. Необходимо оценить ущерб окружающей среде. Однако сегодня нет единого подхода к методике этой оценки. Так что его необходимо разработать в самое ближайшее время, считает Кельбах.
Что касается общественной экологической экспертизы, то, по его словам, ее результаты сейчас повисают в воздухе и не учитываются. Поэтому необходимо нормативно закрепить порядок проведения независимой экспертизы и разработать правила, которые бы позволили учитывать ее при проведении госэкспертизы. Еще одним важным аспектом, по мнению Кельбаха, является установление границ лесопарковых и природных зон, которые существуют на региональных и местных уровнях, закрепив их на федеральном уровне. Что позволит учитывать эти зоны при проектировании всех федеральных трасс. Пока же эти зоны не учитываются госэкспертизой. Что касается границ этих охраняемых зон, то здесь необходимо учитывать не только нормы, связанные с положенным количеством деревьев на душу населения, но и социальные факторы. Рекреационные зоны должны быть безопасными, необходимы инфраструктура и социальные объекты. Иными словами, необходимо создать гармоничные условия для проживания человека. Поэтому те, кто прокладывает трассы, заинтересованы в четких механизмах взаимодействия с экологическими организациями.
Заместитель министра природных ресурсов и экологии Игорь Майданов поддержал этот настрой дорожников. По его мнению, общественное обсуждение при проектировании дорог позволяет оптимизировать решения не только по техническим, но и по экономическим критериям. Применение методологии, которая позволяет общественные обсуждения и предусматривает информирование граждан о строительстве дорог, практиковалось ранее. Майданов поддержал мысль Кельбаха, связанную с предпроектным обсуждением строительства дорог.
Справка "РГ"
В 2011 году федеральный бюджет выделит на строительство и ремонт российских дорог 387 миллиардов рублей. Все эти деньги будут направлены в федеральный дорожный фонд. Туда же направят средства от акцизов на бензин и дизельное топливо. Значительная часть этих денег будет направлена на ремонт дорог, пострадавших от аномально жаркого лета. В 2009 году в России было построено около 3 тысяч километров автодорог.