10.12.2010 00:25
Власть

Николай Межуев: Оказывать государственные услуги в электронном виде начнем в 2011 году

Подмосковье и столица будут вместе создавать информационное общество
Текст:  Ирина Пуля
Российская газета - Столичный выпуск: №280 (5359)
Читать на сайте RG.RU

Министр информационных технологий и связи Московской области Николай Межуев, заняв свое место за овальным столом на "Деловом завтраке" в "РГ", первым делом включил iPad.

Российская газета: Николай Викторович, понятно, вам по роду деятельности положено быть на "ты" со всеми техническими новинками. А другие подмосковные министры ими тоже пользуются?

Николай Межуев: Конечно! И губернатор, и члены правительства имеют такие же средства коммуникации. Удобно для работы: в любой момент можно зайти на интернет-портал правительства. В его рамках созданы сайты всех органов власти и муниципальных образований. Эти ресурсы постоянно обновляются. Необходимые данные можно найти в считаные минуты. Вот смотрите (показывает на экран iPad. - Прим. ред.), открываем сайт губернатора Московской области. Сегодняшняя новость: губернатор и мэр Москвы утвердили план взаимодействия регионов.

РГ: Чем займется ваше министерство совместно с московскими коллегами?

Межуев: Напомню, в начале ноября состоялось заседание объединенной коллегии представителей исполнительной власти столицы и Подмосковья. Впервые на нем присутствовали руководители двух регионов - губернатор Московской области и мэр столицы. Договорились, что до 9 декабря будут созданы совместные рабочие группы для решения общих проблем. После этого планы совместных действий представят Борису Громову и Сергею Собянину.

Мы же с коллегами из Москвы уже давно сформировали рабочую группу. Стратегические задачи - построение единого информационного пространства и развитие телекоммуникаций в целом.

РГ: С чего начнете?

Межуев: Первое, что необходимо сделать, это соединить основные информационные ресурсы столицы с Московским областным региональным информационным центром, чтобы органы власти двух регионов могли беспрепятственно обмениваться данными. Сейчас готовим регламент такого взаимодействия. Есть договоренности и по совместному использованию программных продуктов в рамках создания "электронных правительств". Допустим, в Москве создана программа, которая эффективно работает, например, в сфере здравоохранения или образования. Теперь и мы для решения аналогичных задач сможем ею воспользоваться и не будем тратить деньги на разработку новой. В свою очередь и Подмосковье станет делиться со столицей своими наработками. Это экономия и бюджетных средств, и интеллектуальных ресурсов. Уверен, сотрудничество столицы и Подмосковья будет плодотворным по всем направлениям. У наших регионов уже имеется положительный опыт взаимодействия в сфере коммуникаций. Пример тому - создание общей местной телефонной сети связи, объединяющей коды 495 и 499, принадлежащие Москве, и 498 - Московской области. С февраля более полутора миллионов жителей ближнего Подмосковья и жители Москвы избавлены от необходимости оплачивать свои телефонные переговоры как междугородные. Это одно из самых важных и социально значимых достижений.

РГ: Сергей Собянин раскритиковал городскую программу "Электронная Москва". По его словам, получилась "доска объявлений", где написано, какие услуги и кем предоставляются, но получить их невозможно. В Подмосковье такая же ситуация?

Межуев: Сегодня Портал государственных услуг Московской области выполняет справочно-информационную функцию. Благодаря ему областным жителям и организациям не надо искать по всему Интернету в поисках необходимых сведений о работе органов государственной власти. Реально же начать оказание государственных услуг в электронном виде мы планируем в 2011 году. Хотя и сейчас портал пользуется повышенным вниманием жителей региона. Особенно много посещений стало после того, как соцзащита выложила там бланки своих заявлений. В перспективе с таким электронным заявлением человеку не придется никуда идти, взаимодействие с органами государственной власти и муниципального управления будет осуществляться через Интернет. Разработана особая система безопасности, чтобы никто не мог воспользоваться чужим именем. Она заработает с 1 января 2011 года. Задача министерства - обеспечить техническую возможность перевода всех государственных услуг в электронный вид в 2012 году. А вообще возможности жителей региона решать проблемы с помощью сети Интернет с каждым годом увеличиваются. Скажем, в будущем году записаться на прием к врачу можно будет не только по телефону, но и зайдя на сайт поликлиники.

Компьютер для ветерана

РГ: Но насколько электронные услуги востребованы? Ведь не у каждого жителя области дома стоит "железный друг".

Межуев: Это так, хотя отмечу, что по числу домашних широкополостных проводных подключений Подмосковье занимает третье место после столицы и Санкт-Петербурга. Те же, у кого нет дома Интернета, могут прийти, например, в почтовое отделение. Создано 344 пункта коллективного доступа во Всемирную паутину. Многие из них расположены на селе.

РГ: Вряд ли все пенсионеры овладели компьютером...

Межуев: Стараемся, чтобы и у них была возможность получить компьютерную грамоту. С этой целью активно поддерживаем социальный проект "Возраст Сети не помеха", который ведет оператор связи "ЦентрТелеком". Как показал опыт, 8 занятий достаточно для того, чтобы люди старшего возраста овладели начальными знаниями и навыками работы на компьютере. Помогает им в этом специально созданный сайт www.webgramota.ru, который стал площадкой для общения участников проекта. Здесь они в режиме онлайн делятся опытом и полезной информацией, заводят новых друзей... В этом году азы компьютерной грамотности освоили 200 ветеранов из Домодедова, Наро-Фоминска, Пушкина, Химок и Электростали. В Электростали, кстати, по просьбе администрации города обучение прошла и группа молодых инвалидов.

Поддерживаем и другой социальный проект по повышению компьютерной грамотности, который реализуется в рамках комплексной инициативы "Твой курс". Бесплатное обучение современным информационным технологиям - это настоящий подарок для людей, потерявших работу, и тех, кто находится под риском увольнения. Планируем, что в будущем году навыки работы с компьютером освоят более 2 тысяч человек.

РГ: Сергей Собянин считает необходимым создать единый орган управления развитием московского транспортного узла. Он также говорил о системе управления движением, создании и развитии автоматизации управления потоками. Может ли в этом помочь центр видеофиксации ГИБДД Московской области?

Межуев: Такие договоренности уже есть. Резервы у центра огромные. Есть средства связи, которые позволяют оперативно управлять устранением последствий ДТП. Есть возможность фиксировать нарушения правил. Скоро центр возьмет на себя дистанционное управление работой всех светофоров, расположенных на подмосковных трассах.

"Распаренный" номер

РГ: Москва активно меняет устаревшие аналоговые станции на цифровые. По официальным данным, к ним подключены 64 процента абонентов МГТС. А Подмосковье не отстает?

Межуев: Нет! По итогам 9 месяцев этого года уровень цифровизации сетей местной телефонной связи Московской области превысил 67 процентов. В прошлом году на цифровые станции было переключено свыше 341,4 тысячи телефонных номеров в пяти районах и восьми городах области. До конца текущего года завершится модернизация сетей в Долгопрудном, Лобне, Химках, Люберцах. То есть большинство наших абонентов получили более качественную связь и в придачу к ней - дополнительные услуги: Интернет, цифровое телевидение с сотнями каналов... Многие наконец-то избавились от спаренного телефона. В этом году на индивидуальную схему включения перешли 4,8 тысячи абонентов в Долгопрудном и Лобне, в первом полугодии 2011 года к ним присоединятся еще 24,6 тысячи абонентов в Химках и Люберцах, а к 2012 году в Подмосковье не останется ни одного спаренного телефона.

Но и это не все. Оцифровка каналов связи позволяет устанавливать в квартирах различные датчики, например для ЖКХ. Это значит, что в перспективе жители смогут управлять тарифами. Допустим, уезжает человек в командировку на пару дней. Перед отъездом он набирает определенный код, входит в систему и отправляет соответствующую информацию. И ему автоматически пересчитывается тариф за дни отсутствия.

РГ: Звучит заманчиво, но между тем тысячи жителей области еще мечтают о стационарных телефонах...

Межуев: Сейчас в очереди на телефон стоят около 39 тысяч человек. К слову, еще пять лет назад таких было 350 тысяч... При этом подчеркну: совсем очередь не исчезнет. Подмосковье - лидер по строительству жилья. Каждый год область вводит порядка 7 миллионов квадратных метров. Значит, ежегодно очередь пополняется примерно на 100 тысяч человек. Чтобы оперативно обеспечивать новоселов телефонами, сегодня в каждый новый дом прокладывается цифровое волокно. На рынке же интернет-доступа в Подмосковье работают более 300 операторов.

РГ: А на качество сотовой связи вам часто поступают жалобы?

Межуев: Нет. Подмосковье - зона устойчивой мобильной связи. Ею пользуются 84 процента населения. На каждые сто человек приходится 170 SIM-карт. Вскоре по мобильному телефону можно будет не только звонить. Сейчас работаем над проектом, который позволит через мобильник оплачивать коммунальные услуги, штрафы в ГИБДД, вносить массу других платежей... Надеюсь, это станет возможным через год.

РГ: Нет опасений, что после такой нагрузки связь упадет?

Межуев: Сотовая связь может "упасть", если одновременно начнут звонить все абоненты. Такое происходит, как правило, в случае возникновения какой-нибудь чрезвычайной ситуации. В таких ситуациях хорошо себя зарекомендовала радиосвязь стандарта ТЕТРА. Это европейский стандарт, он успешно работает во многих странах. В России сети связи стандарта ТЕТРА уже построены в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. На территории Московской области реализуется проект по созданию единой сети оперативной транкинговой радиосвязи (ЕСОТР) стандарта ТЕТРА для организации взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с оперативными службами и службами экстренного реагирования. Всего в регионе будет построено пятьдесят базовых станций и подключено до десяти тысяч абонентских терминалов. Мы предполагаем, что пользователями этой сети станут в первую очередь МЧС и ГУВД Московской области, пожарные службы, службы ЖКХ, Скорая помощь, медицинские учреждения... Планируется, что сеть ТЕТРА в полном объеме заработает в 2011 году. В Московской области делается все для того, чтобы любая организация, обеспечивающая жизнедеятельность населения, была постоянно в зоне доступа.

Госуправление Московская область Столица