В США, похоже, удалось реализовать еще одну американскую мечту. Вчера в заданном районе Тихого океана приводнилась беспилотная капсула Dragon. На это событие, очевидно, мало кто обратил бы внимание, если бы не одно "но" - речь идет о первом успешном частном запуске космического корабля.
О том, стоит ли пускать в космос частников, в США спорят не первый десяток лет. Однако только последние годы стало окончательно ясно, что в Вашингтоне созрели для того, чтобы отдать часть лакомого куска под названием "бюджет НАСА" негосударственным компаниям. Главное условие: чтобы полеты были безопасными и максимально дешевыми.
В НАСА же уверяли, что поставленная задача в принципе нереализуема, так как "дешево" и "сердито" означает крайне рискованно. Но Белый дом продолжал настаивать на своем, и понятно почему. В изрядно опустевшем бюджете США все труднее находить астрономические суммы, чтобы удовлетворить постоянно растущие аппетиты НАСА. При этом именно американцы не раз доказывали, что частники могут куда эффективнее использовать государственные капиталовложения.
Поспорить с космическими спецами из НАСА брались десятки компаний. Но получилось пока только у одной - у Space Exploration Technologies. Именно ее капсула в среду успешно завершила автономный полет. По данным НАСА, космический аппарат сделал два витка вокруг Земли и запланированно упал в Тихий океан. Во время полета Dragon передавал телеметрические данные и получал команды по маневрированию.
Интерес Белого дома к успеху американской частной космической компании вполне очевиден. Ведь уже через несколько месяцев будет произведен последний запуск шаттла. А замены у НАСА пока нет. Новый корабль Orion вряд ли поступит "на вооружение" американского космического агентства в ближайшие годы. Предполагается, что как минимум несколько лет астронавты для полетов на МКС будут использовать российские "Союзы".
Однако основатель компании Space Exploration Techno logies Элон Маск, воодушевленный успехом, уже объявил, что готов составить российскому Роскосмосу серьезную конкуренцию. И нетрудно догадаться, что в Вашингтоне у него найдется много патриотично настроенных сторонников. Маск, к примеру, заявил, что, учитывая превосходные результаты первого демонстрационного полета корабля Dragon, планирует уговорить НАСА в ходе второго полета летом 2011 года сразу же осуществить стыковку грузовика к МКС.
Согласно контракту между компанией Маска и НАСА на сумму 278 миллионов долларов, первоначально во втором демонстрационном полете намечалось сближение корабля Dragon с МКС на расстояние 10 километров и только в ходе третьего полета экипаж МКС должен был захватить грузовик с помощью канадского дистанционного манипулятора SSRMS и пристыковать его к станции.
Маск также сообщил, что его корабль легко в течение двух-трех лет может быть модернизирован для доставки астронавтов на МКС и их возвращения на Землю. Он подчеркнул, что Dragon будет конкурировать или даже превосходить возможности разрабатываемого НАСА корабля "Орион". Особая гордость разработчиков - концепция безопасности корабля. Под капсулой находится сервисный модуль, который в случае аварии Dragon сможет спасти экипаж и груз за счет того, что способен быстро отстыковаться от базовой станции. Правда, чтобы действительно стать конкурентом "Союзу", американский Dragon сначала должен безаварийно слетать в космос не один десяток раз.