На этой неделе правительственная комиссия должна окончательно решить судьбу Химкинского леса, и совсем необязательно, что старания экологов повернут маршрут трассы Москва - Санкт-Петербург.
Решение это будет выноситься, исходя из разных факторов, где для правительства не самым последним словом может оказаться и позиция французского участника концессионного соглашения компании Vinci. В администрации президента уверяют, что нет ни одного решающего фактора в пользу того или иного маршрута автодороги, но скорее готовы разочаровать защитников Химкинского леса, чем обрадовать. "Мы слишком далеко зашли", - утверждают в кремлевской администрации после месяцев анализа и общественных обсуждений проекта автодороги.
- Если бы сейчас были 2003-2004 годы, исходя из анализа разных вариантов строительства, вероятность принятия решения о другом маршруте была бы выше, чем сейчас, - отмечает источник.
Выбрать альтернативный маршрут через Молжаниново в те годы помешало в том числе правительство Москвы, объяснившее свой запрет имеющимся в том районе у компании "Интеко" инвестиционным проектом. Согласно ему там, где потенциально могла пройти трасса, на самом деле должны были открыться гольф-поля, рассказывают в администрации президента.
Все материалы, которые были собраны по данному факту, передали в "соответствующие органы". Так что в отношении московских чиновников, принимавших решение, вполне могут быть приняты меры.
Параллельно по поручению главы государства проводилась и проверка законности и соответствия международным нормам решения правительства о строительстве автодороги через Химкинский лес. "Решение по предложенному маршруту было законным", - заявил собеседник в администрации. Под всеми нормами подписывается и французский концессионер, который, как рассказывают, готов был принять любое решение правительства, лишь бы оно было принято поскорее.
Правда, от этого решения зависела и позиция компании. Французские партнеры дали понять, что изменение маршрута потребует создания новой концессии и не будет никаких оснований для начала работ даже на неоспариваемых участках трассы. Для федеральной казны разрыв предыдущего соглашения грозит неустойкой в размере около 5 миллиардов рублей.
Что до детального сравнения разных маршрутов автодороги, то однозначным ни один из вариантов до сих пор не кажется. Тем более в нынешней ситуации, когда за прошедшие годы градостроительный облик вокруг столицы серьезно изменился. С одной стороны - Химкинский лес, с другой - строения в деревне Вашутино, которые пришлось бы сносить, чтобы обогнуть лесной массив. К тому же трасса стала бы подходить близко к самим Химкам, а это дополнительный удар по экологии города. "Идеального решения с точки зрения жителей нет", - подчеркивают в администрации президента.
При этом была проведена дополнительная проработка маршрута через лес, которая предположительно позволяет минимизировать экологический ущерб и продолжить строительство на данном участке. В частности, в районе Химок вокруг дороги не будет никаких мест отдыха, свалок для мусора и даже автозаправок. Возведут только пешеходные переходы и переходы для животных. Химкинскому лесу в целом государство повысит природоохранный статус.
Кроме того, теперь будут изменены соответствующие стандарты, чтобы подобных историй, что имела место в Химках, больше не повторялось. "С удивлением узнали, что когда проектируют такие объекты и проводят вырубку леса, то все, что касается вырубки, считается по кадастровой стоимости, а не по рыночной", - рассказывает источник в администрации. В будущем лес будут считать иначе. Источник в администрации президента полагает, что акций в открытой форме, подобных тем, что будоражили Химки, будет меньше. "Протесты со стороны отдельных людей неизбежны", - отмечает собеседник.