Премьера знаменитой оперы Пуччини стала своего рода манифестом обновившейся к началу нынешнего сезона в Астраханском музыкальном театре творческой команды. В преддверии открытия нового здания театра, намечавшегося в этом году, в Астрахань пригласили нового музыкального руководителя театра - дирижера Валерия Воронина и нового главного режиссера Ольгу Маликову.
Ожидаемого открытия нового здания театра так и не состоялось. В ноябре прошла концертная презентация только его Большого зала. По свежей информации, шумная стройка самого крупного в истории Астрахани и Поволжья культурного объекта продлится теперь до весны, когда, возможно, зрители все-таки войдут в загадочный дворец, возводящийся в центре города, словно храм, на высоком холме. Известно, что за прошедшие пять лет на объекте сменились уже три строительные команды, федеральный бюджет стройки увеличился почти на миллиардную сумму, а пышный проект архитектора-реставратора Алексея Денисова претерпел многочисленные изменения. Как заметила вступившая три месяца назад в должность генерального директора Астраханского музыкального театра Лолита Сильвиан (глава Фестиваля симфонических оркестров мира): "Нынешний театр и тот, что на картинке, имеют мало общего. Здесь процветает коллективное творчество. Вообще театр за три миллиарда и за три года - это не театр, а горе. У нас, например, в штате волшебников нет. Думаю, их нет ни у кого. Между тем театр - это штучный товар, он должен произрастать постепенно. У нас же в стране даже сложившихся традиций строительства театральных зданий нет: мы ведь не строим театры регулярно, и каждый раз начинаем, как с нуля".
Неудивительно, что и проект Денисова оказался с серьезными проблемами в отношении понимания специфики театрального здания. С одной стороны - пышное убранство гигантского дворца в 13 уровней, рестораны и кафе, зрительный зал - трансформер, в течение тридцати минут способный при помощи механизмов превращаться в огромный парадный зал для приемов и балов, с другой стороны - все еще вызывающая тревогу акустика, которую окончательно будут выводить уже в стадии готовности театра. Поэтому весеннее открытие планируется провести церемониально, а потом здание вновь закрыть для технической "настройки". Это касается и сценического оборудования, которое должны привести в соответствие с оснащением современных европейских театров. В планах руководства - гастрольные визиты в Астрахань оркестров и трупп из разных регионов России и мира, а на открытие - Валерия Гергиева с Мариинским театром.
Последняя же оперная премьера, прошедшая на "старой" сцене Астраханского музыкального театра, "Мадам Баттерфляй", показала, что труппа набирает форму и уже имеет спектакль, с которым может войти в новое здание. Историю любви юной гейши к американскому офицеру режиссер Ольга Маликова выстроила как притчу о том, что любовь в современной жизни - это ускользающий мир, хрупкий, мимолетный, как трепещущие крылья бабочки. Баттерфляй в ее спектакле соединяет в себе и образ гейши как произведения искусства, купленного Пинкертоном, и напряженную живую трагедию разбитой любви, жертвоприношение Баттерфляй. Огромный светящийся диск солнца-луны у задника, через вершину которого, как через океан или гору Фудзияму, проходит каждый, кто попадает к Баттерфляй, скрывает в себе тайный мир ее подсознания, где постоянно всплывает "теневой картинкой" память о харакири отца и самурайском кодексе чести. Петербургская художница Елена Вершинина несколькими штрихами выстроила синтетическое пространство спектакля, где все решается светом, колористической игрой, тонкими абрисами вееров, распускающихся, как огромные цветы, в мгновения высшего напряжения любви Баттерфляй. В финале оперы диск светила ломает свою форму, превращаясь в нос гигантского корабля, отплывающего в Америку, и символически наезжая на место, где только что погибла Баттерфляй.
Для скромных технических условий нынешней астраханской сцены спектакль оказался не только современным в зрелищном плане, но и убедительно "пуччиниевским" по звучанию. Обычно без подзвучки в этом зале не обходились, но дирижер Валерий Воронин сумел выстроить баланс оркестра и солистов так корректно, что партитура прозвучала объемно, с огромным драматическим напряжением, с тщательной отделкой динамики, позволявшей солистам раскрыться на сцене. Именно поэтому в спектакле оказалась заметной целая команда певцов: Елена Разгуляева в партии Баттерфляй, Наталья Воробьева (Сузуки), Александр Диянов (Пинкертон), Михаил Великанов (Шарплес). И в этом энергичном духе собравшейся в преддверии открытия нового Музыкального театра в Астрахани команды почувствовалось дыхание будущего.