13.12.2010 00:00
Власть

Открытие суперсовременного офиса Росреестра в Тюмени обернулось настоящим коллапсом

Вооружившись передовыми технологиями, чиновники заставили людей стоять в очередях
Текст:  Ольга Бабанова
Российская газета - Федеральный выпуск: №281 (5360)
Читать на сайте RG.RU

Одно только упоминание регистрационной палаты вызывает сегодня у тюменцев бурю негативных эмоций. Открытие нового, оснащенного по последнему слову техники офиса Росреестра неожиданно обернулось настоящим коллапсом.

Чтобы получить заветную бумажку, люди не просто приходят за пару часов до открытия центра и толпятся на морозе. Дошло до того, что в очередь к терминалу записываются с вечера, приезжают отмечаться среди ночи, а в шесть утра проводят итоговую перекличку! Но даже ночное дежурство иногда оказывается бесполезным. Так, на днях в списке оказалась почти тысяча фамилий, талонов же только 300.

- С семи часов утра безрезультатно занимала очередь несколько дней. Ездить на перекличку среди ночи с маленьким ребенком на руках не могу. При этом я живу в Тюмени. А как быть тем, кто живет в 30-40 километрах от города? - возмущается тюменка Ксения Гусева.

Записаться по телефону у нее, как и у многих, не получилось. Номер, по которому рекомендуют звонить, почему-то постоянно занят, сетуют тюменцы. Электронная запись на сайте Росреестра, как утверждают многие, тоже не работает.

Но больше всего людей возмущает тот факт, что электронные талоны непонятно каким образом появились в продаже. Объявления с предложением о помощи уже наводнили местные форумы в Интернете. Цена вопроса - от полутора до трех тысяч рублей. И хотя руководство Россреестра утверждает, что продажа талонов невозможна в принципе - физическим лицам каждый талон выдается на конкретную фамилию, многие тюменцы, отчаявшись решить вопрос самостоятельно, уже воспользовались услугами мошенников. Та же Ксения Гусева, устав мотаться на переклички, нашла "продавца" без проблем. Достаточно оказалось кинуть клич в Интернете, "поставщик" отозвался тут же, запросив 1500 рублей за сам талон и еще 700 - за оформление нотариальной доверенности, поскольку электронный документ действительно выдается на конкретное имя.

А вот корреспонденту "Российской газеты" предложили другой вариант - купить место в очереди, подойти к открытию центра и спокойно взять в терминале талон на свою фамилию. Ценник аналогичный - полторы тысячи. При этом продавец пообещал скидку в 500 рублей, если возьму сразу два талона.

- Вывод напрашивается только один: выстроена целая система, в которой орудуют проходимцы. И вряд ли руководство Росреестра не знает об этом, - рассуждают возмущенные тюменцы.

При этом люди полагают, что здесь не обошлось без покровительства. Иначе как объяснить тот факт, что талоны продаются и покупаются, телефоны посредников открыто публикуются в Интернете, а правоохранительные органы не проявляют к этому интереса.

Сегодня тюменцы хотят услышать ответ на вопрос: почему электронные госуслуги, призванные облегчить жизнь населения, на самом деле оказались унизительнее живых очередей? Для чего такие новации?

Между тем руководство Росреестра пытается успокоить людей, заверяя, что ажиотаж создан искусственно.

- Переведя систему на электронный вариант, сделав ее прозрачной, мы залезли в карман к посредникам. В частности, к тем, кто раньше зарабатывал, занимая очередь для риелторов. Сегодня эти люди пытаются не потерять свои доходы, а потому умышленно сеют панику среди населения, распускают слухи о том, что запись, например, ведется уже на февраль, хотя она не открыта еще даже на январь, - поясняет заместитель руководителя управления Росреестра по Тюменской области Владимир Кораблев. - Наверняка те же самые посредники пустили и слух о том, что регистрация теперь ведется исключительно по электронным талонам, в то время как живую очередь никто не отменял. Невольно мы отобрали заработок и у представителей строительных компаний, которые прежде получали зарплату только за то, что сидели днями в очередях. На самом деле большинство из них, уж что скрывать, оформляли документы по договоренности с нашими сотрудниками без очереди. Сейчас такое в принципе невозможно. Электронная очередь позволит не только убрать посредников, но и навести порядок в Росреестре. В режиме реального времени мы теперь видим, чем занят каждый из регистраторов, сколько времени у него уходит на каждое дело.

Впрочем, к созданию ажиотажа причастны и обычные граждане, считают в Росреестре. Многие берут талоны, а потом не приходят. Причем берут едва не пачками.

- Теоретически терминал способен выдать не более двух талонов на одну фамилию. На практике же некоторые умудряются взять до десятка на одно лицо. Для электронной машины Иванов Иван Иванович, написанный с пробелами и без, с заглавной и прописной буквы, с точками между инициалами и без точек - это совершенно разные люди, - поясняют специалисты.

Практически ежедневно сотрудники Россреестра фиксируют случаи, когда на одного человека оказывается оформлено по пять-шесть талонов - особенную неразбериху создают риелторы. Агенты просто не знают точно, к которому точно часу подойдет клиент. В результате талоны элементарно пропадают, тогда как ими могли бы воспользоваться другие люди.

- Вот наглядный пример: 30 ноября из более чем 300 выданных талонов 87 пришлось аннулировать, - показывает статистику Кораблев. - Сейчас, видя, какая складывается ситуация, мы перенастроили программу таким образом, что специалист ждет очередника только три минуты, а после приглашает следующего. При этом уже через десять минут система запускает просроченный талон обратно в терминал и получить его может другой человек. Таким образом, теперь нет необходимости толкаться в очереди утром и тем более дежурить ночью, а можно приехать и спокойно сдать документы в течение дня.

Аналогичная ситуация и с предварительной записью по телефону. Проблема лишь в том, уверяют в Росреестре, что люди, не дозвонившись утром, автоматически делают выводы, что талонов нет. Хотя ежедневно на предварительную запись по телефону отводится 40 мест.

А вот с записью через Интернет действительно получилась недоработка.

- Проблема в том, что зайти в программу можно лишь с компьютера, операционная система которого поддерживает программу Internet Explorer не ниже седьмой версии. Программа выбрана федеральным правительством, и мы, к сожалению, ничего не можем с этим сделать, - поясняет специалист Росреестра Ирина Крендясова.

Точно так же федеральным центром определено и количество терминалов, выдающих талоны.

- Пропускная способность каждой машины - 120 человек в час. У нас их две, соответственно в час проходимость составляет 240 человек. Возможно, когда система разовьется, такой терминал будет стоять в каждом универмаге, - говорит Владимир Кораблев.

Как бы то ни было, новая система уже работает, и она, уверены в Росреестре, все же научит получать государственные услуги по-новому.

- Длинные очереди в офисах Росреестра можно наблюдать лишь в тех регионах, где существует наибольший оборот недвижимости, к примеру в Московской области, Краснодарском крае, - рассказала "РГ" пресс-секретарь Росреестра Анастасия Буянова. - Проблемы с очередями остаются всего в 180-200 отделах Росреестра из 6,3 тысячи по всей стране, это так называемые "горячие точки". Говорить о каком-то всплеске "популярности" наших услуг именно сегодня не приходится, работа идет в привычном режиме. Статистические данные свидетельствуют лишь о небольшом росте сделок по ипотеке. Проблемная же ситуация в Тюменской области связана с организационными моментами, с переездом в новое здание и последующими за этим трудностями. Подобные непростые обстоятельства складывались летом и в Санкт-Петербурге, но были преодолены. В Тюменской области в скором времени все проблемы также будут разрешены. В целях борьбы с очередями Росреестр в том числе устанавливает веб-камеры в своих отделах, а также внедряет информационные технологии в работу ведомства. Стараемся, чтобы гражданам было удобнее и проще пользоваться нашими услугами.

А как у вас?

Около года назад у жителей Краснодарского края появилась возможность избавить себя от стояния в очередях при регистрации прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним.

Кубань стала одним из первых регионов страны, где получить приглашение на сдачу документов, просмотреть заполнение типовых договоров и состояние регистрации можно через Интернет. Для этого необходимо зайти на сайт управления Росреестра по Краснодарскому краю (www.frskuban.ru) и заполнить анкету, указав адрес электронной почты и телефон. По открытой статистике, сайт посещает в среднем три тысячи человек ежедневно, а всего услугами обращений в краевое управление Росреестра воспользовались 183 тысячи кубанцев (например, вчера таковых было около 270 человек). Цифра для пятимиллионной Кубани сравнительно небольшая, но динамика хорошая.

Совсем недавно сотрудники управления проводили своеобразный мониторинг работы этой системы, и в ходе обзвонов всех 48 структурных подразделений не было установлено фактов волокиты или отсутствия обратной связи. Везде специалисты готовы были принять заявителя либо в тот же день, либо на следующий.

Хотя, конечно, полностью от очередей избавиться пока не удалось: сказывается низкая компьютерная грамотность и, чего греха таить, консерватизм и недоверчивость кубанцев. К сожалению, не только пенсионеры регистрируют права собственности по старинке, пренебрегая открывшимися возможностями. Для некоторых, даже для, казалось бы, деловых и предприимчивых людей Интернет - не более чем игрушка, а не средство экономии времени и денег.

В Санкт-Петербурге переезд управления Росреестра с Галерного проезда на улицу Красного Текстильщика привел к тому ,что образовались большие очереди. Летом и осенью сделки регистрировались дольше положенного по закону сроку. В среднем на это уходило до полутора месяцев. В самом ведомстве, впрочем, задержки объяснили не переездом, а кадровым кризисом. По данным руководителя управления Росреестра по Санкт-Петербургу Галины Волчецкой, за первое полугодие 2010 года из структуры уволились полторы сотни сотрудников. Справиться с кадровым дефицитом в управлении рассчитывают с помощью электронной очереди, приема документов через Интернет и других технологических решений.

Анализ работы многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в Оренбурге показывает, что без дополнительного значительного увеличения количества специалистов Росреестра, задействованных на приеме документов у заявителей, решить вопрос очередей невозможно. Чиновники объясняют столпотворение вокруг "единого окна" большим объемом работы.

- В среднем в центре за день получают услуги 3,5-4 тысячи человек, - говорит исполняющий обязанности начальника управления министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Вячеслав Голынский. - Администрацией центра принимаются меры по сокращению очередей: введена предварительная запись, установлена система электронной очереди, однако проблема остается. Ведь здесь предоставляются более 70 видов государственных и муниципальных услуг для всего населения города Оренбурга и Оренбургского района.

Регионы Тюмень Урал и Западная Сибирь