14.12.2010 00:49
Экономика

Российский кинорынок растет на голливудских дрожжах

Российский кинорынок растет на голливудских дрожжах
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №47 (780)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня в Москве начинает работу первая конференция "Развитие Российского кино: тенденции, возможности, поддержка", посвященная вопросам развития отечественного кинопроизводства. Продюсеры и прокатчики будут подводить итоги кинопрокатного года, который у них закончился 28 ноября. Итоги впечатляют: по предварительным данным, рынок вырос на 43%, почти до миллиарда долларов, что позволило России занять 5-е место в мире по киносборам.

Российский зритель стал чаще ходить в кино. Если в 2009 году было продано 138,6 млн билетов, то в этом - уже 162,07 млн. Однако росла не только посещаемость, но и цена билетов. В среднем билет стал дороже на целый доллар.

Но фильмы отечественного производства не смогли воспользоваться ростом рынка: их доля в сборах в России и СНГ (за исключением Украины) снизилась до 15% по сравнению с 23,7% в 2009 году. Как и в 2009-м, среди самых кассовых фильмов года оказалась только одна отечественная лента. Комедия "Наша Russia: яйца судьбы" собрала в прокате 22,2 млн долларов и вошла в десятку самых популярных фильмов.

Абсолютным лидером проката стал фильм "Аватар". Выйдя в прокат на стыке календарных годов, невероятно успешный фильм Джеймса Кэмерона и в 2009-м, и в 2010 годах установил почти одинаковые кассовые рекорды - 1701,3 млн рублей и 1693,5 млн, соответственно.

Цифры удивительные, но не уникальные. Все это напомнило историю двухлетней давности, когда на экраны страны вышел фильм "Ирония судьбы. Продолжение". Очевидный перевес в суммарных кассовых сборах "Аватара" (3395 против 1225 млн рублей) компенсируется разницей в цене билетов, которая существенно повысилась за два года. Средняя стоимость билета на фильм "Аватар" составляла 251 рубль, тогда как на показ "Иронии судьбы" зрители попадали за сумму почти вдвое меньшую - 139 рублей.

Лидерами российского кинопроката в этом году стали также кинофильмы американского производства "Шрек навсегда", "Алиса в Стране Чудес" и "Битва титанов". Интересно, что в начале прошлого года по кассовым сборам верхние строчки занимали российские фильмы, а сейчас из четырех десятков российских картин только три можно назвать коммерчески успешными, и, как в предыдущие годы, все они сняты в комедийном жанре, это "Наша Russia: яйца судьбы", "О чем говорят мужчины" и "Любовь в большом городе-2". Доля российского кино сейчас в прокате весьма мала, и этот показатель имеет тенденцию к сокращению.

Почему же зритель перестал ходить на отечественные картины? Над этим вопросом задумываются и кинопрокатчики, и аналитики рынка.

По мнению генерального директора компании Movie Research Олега Иванова, главная причина - низкое качество отечественного кино. Интерес к отечественным фильмам продолжает снижаться. С одной стороны, уменьшается предложение таких картин, которые могли бы быть рассчитаны на массового зрителя. С другой стороны, когда такие фильмы выходят, зритель отворачивается от них. Одна из основных причин этого - падение качества картин: нет точного жанра, слабые с кинематографической точки зрения сценарии и работа режиссера.

За 9 месяцев текущего года в российский прокат вышло 43 отечественных фильма - на два больше, чем за тот же период 2009-го. При этом денег они, вместе взятые, собрали меньше, чем в прошлом году: 3169,3 млн рублей против 3436,8.

Обращает на себя внимание летний провал российских фильмов. Девять картин, вышедших этим летом, собрали 91,2 млн рублей, то есть всего 1,4 процента от общей кассы премьерных фильмов (прошлым летом было 439,5 млн рублей, то есть 7,7 процента). Посещаемость тоже не радовала: за 9 месяцев этого года наше кино увидели 18,3 млн человек, что на 3,3 млн меньше, чем за те же месяцы 2009-го.

Все фильмы (не только российские), вышедшие в отечественный прокат за три квартала, собрали кассу в 20,3 млрд рублей, что на 20 процентов больше, чем за тот же период прошлого года. Но количество проданных билетов увеличилось лишь на 9 процентов - с 99,4 до 108,7 млн. Значит, дело в росте средней цены билета. Она возросла на 21,2 рубля (со 164,4 до 185,6 рубля). Подорожание в какой-то степени связано с более высокой стоимостью билета на 3D-фильмы и большим их количеством (вместо 8 прошлогодних вышло 20 картин). Но их доля в общем числе выпущенных картин все же пока не очень велика (8,5 процента), и только этим подорожание билета не объяснишь. Что видно на примере отечественных фильмов, где лишь один - "Звездные собаки: Белка и Стрелка" - был в 3D-формате, а средняя стоимость посещения за 9 месяцев возросла на 14 рублей (со 159 до 173 рублей). И на инфляцию все не спишешь: по данным Росстата, ее уровень за три квартала составил 6,2 процента, что почти на 2 процента ниже, чем за тот же период прошлого года. Мы предполагаем, что рост был создан искусственно: кинотеатры хотят заработать на 3D, компенсировав затраты на создание новых залов, и не желают упускать прибыль от фильмов в привычном формате. До конца года подорожание может составить 25 рублей (на российские картины - 16). К концу года будет некоторое оживление - под Новый год люди больше ходят в кино. Тем более что предстоит премьера фильма Тимура Бекмамбетова "Елки", который, возможно, соберет максимальное количество зрителей за год.

Компания Movie Research в прошлом году проводила опрос зрителей. Оказалось, что 10% опрошенных никогда не смотрят российское кино, 28% делают это очень редко и только 20% привержены российскому кинематографу.

Кинорежиссер Алексей Учитель считает, что причина непопулярности российского кино, во-первых, в том, что у нас просто катастрофически мало кинозалов - на всю страну около 2000. Тогда как только в городе Лос-Анджелесе почти 30 тысяч кинозалов. И из-за того, что каждую неделю бывает очень много премьер, российскому кино очень трудно втиснуться туда. Во-вторых, фильм, даже если он получил приз на фестивале, может не иметь коммерческого успеха, если у него нет рекламного бюджета.

По мнению режиссера, актера и продюсера Александра Атанесяна, интерес зрителя к российскому кино упал с 2008 года втрое. Мы сталкиваемся с колоссальной проблемой. Прежде всего это связано с низким качеством отечественных фильмов, которые выходят в прокат. С другой стороны, это связано с тем, что по миру прошел экономический кризис, и зритель сейчас ждет и ищет сказки, которые мы не умеем снимать. В третью очередь к упадку российского кино привела потеря социального героя. Мы не знаем, человек какой профессии и какого социального статуса должен стать народным героем сегодня.

Рост доходов прокатчиков, обусловленный главным образом эксплуатацией голливудской продукции, не мог не привлечь внимание продюсеров и властей. Продюсеры подозревали, что прокатчики просто воруют их кино. Теперь кинопоказчикам предписано предоставлять в единую автоматизированную информационную систему (ЕАИС) сведения о каждом проданном на киносеанс билете. Для этого необходимо использовать программно-аппаратные средства (включая систему автоматизированной продажи билетов) с лицензионным программным обеспечением. Кинотеатры в крупных городах должны начать эксплуатацию этих программно-аппаратных средств уже сейчас, кинотеатры в городах до 100 тысяч жителей могут автоматизироваться до 1 января 2015 года (но передавать сведения, пусть и не автоматизированным способом, они все равно должны, поскольку несут ответственность за непредоставление информации, несвоевременное предоставление либо предоставление информации не в полном объеме или в искаженном виде).

Сократится ли число кинотеатров после введения новой системы, неизвестно. Но уж точно не увеличится, считают критики нового проекта.

Топ 10 фильмов года по кассовым сборам, млн руб.

Валютный рынок