14.12.2010 10:01
Экономика

Навигационные системы будут ориентировать на особенности региональной экономики

Навигационные системы будут ориентировать на особенности местной экономики
Текст:  Денис Передельский (Орел)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №0 (5361)
Читать на сайте RG.RU

Всероссийская научно-практическая конференция "ГЛОНАСС - регионам 2010" состоялась вскоре после неудачного запуска трех отечественных спутников "ГЛОНАСС-М". Следствие выясняет причины крушения, поэтому представители Роскосмоса в Орел не приехали. Впрочем, и без них специалисты заверили: имеющаяся орбитальная группировка - 24 космических аппарата - способна выполнять поставленные задачи. И экспертов сейчас куда больше волнуют "земные" проблемы.

Российский рынок навигационных технологий развивается не так быстро, как за рубежом, и не так глобально. Как правило, в регионах системой ГЛОНАСС считают автомобильные навигаторы - они и двигают отрасль вперед. Все ограничивается их установкой на частные авто, общественный транспорт и коммунальную технику. Хотя интеллектуальные системы можно использовать в любых отраслях. В обиходе специалисты называют такой ГЛОНАСС "потребительским". И отношение к нему, увы, пока соответствующее.

В России нет единой системы показателей, необходимых для оценки состояния работ по внедрению навигационных технологий, - рассказал исполнительный директор ассоциации разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем Владимир Климов. - Не случайно в некоторых регионах власти высказывают неудовлетворенность информационным обеспечением системы ГЛОНАСС.

В регионах системой ГЛОНАСС считают, как правило, автонавигаторы, хотя технологию можно использовать гораздо шире

По мнению Владимира Климова, в регионах, например, "отсутствует официальная информация о состоянии и перспективах развития системы ГЛОНАСС и о точности позиционирования по сигналам". Чиновникам и руководителям муниципальных и государственных предприятий просто не на что ориентироваться. Пришел к ним "продавец ГЛОНАССА", и они вынуждены верить ему на слово или не верить вообще. И все потому, что нет четкого стандарта, по которому тут же можно проверить, соответствует ли предложенное оборудование нормам.

- Информации не хватает, - говорит губернатор Орловской области Александр Козлов. - На конференции мне рассказали про предприятия, производящие прекрасную технику, которая позволяет экономить топливо. Раньше, честно говоря, об этом не знал. Теперь же станем исходить из того, что между такими предприятиями должны строиться интеграционные связи, а мы будем внедрять эти системы. Например, у нас есть планы уже с 2011 года взять движение всего пассажирского транспорта региона под спутниковый контроль.

Но пока рынок ГЛОНАСС не устоялся, на нем будут появляться мелкие фирмочки, пользующиеся пробелами в законодательстве. С собой они приносят подделки и некачественное оборудование. Например, в нынешнем году в продаже были модемы, "начинка" которых крепилась при помощи кусочка поролона и обыкновенного канцелярского скотча. Их так и окрестили - "скотчевые модемы". Понятно, что они далеки от космических технологий, но их все равно продают и покупают.

- Сбои в работе такого оборудования дискредитируют всю отрасль, - считает Владимир Климов. - Мы по возможности отслеживаем подобные факты и ведем список "недобросовестных" производителей. Однако только такими мерами проблему не решить.

Пытаясь очистить рынок от дельцов, в прошлом году "лидеры отрасли" подписали меморандум о сотрудничестве и взаимопонимании, причем инициатива исходила от самих участников рынка. Однако этого оказалось мало, ведь в регионах о меморандуме мало кто слышал. Зато слухи о некачественном оборудовании распространяются быстро. И опасаясь повторения печального опыта, власти нередко отказываются от внедрения спутниковых технологий, объясняя все отсутствием бюджетных средств или оснований для покупки оборудования за казенный счет.

- Выбор поставщика зачастую основывается на локальном коррупционном ресурсе или только на ценовом показателе, - заявил сопредседатель оргкомитета конференции Александр Семкин. - И тогда внедрение отечественных ГЛОНАСС-технологий затруднительно, так как они проигрывают в цене иностранным конкурентам. А цена, как известно, главный критерий для получения госзаказа. Поэтому нередко в регионах госзаказы не выполняют или не эксплуатируют установленные навигационные системы. Фактически бюджетные деньги уходят в никуда, а дорогостоящее оборудование простаивает.

 Выход специалисты видят в создании единой системы добровольной сертификации и системы менеджмента качества для всех участников рынка. Ее надо вводить на законодательном уровне. Такие попытки предпринимали уже несколько лет. В России даже действует "Межведомственная программа совершенствования нормативной базы системы ГЛОНАСС". Однако специалисты недовольны темпами разработки стандартов и технических регламентов. По их мнению, процесс идет медленно, что "сдерживает широкомасштабное внедрение возможностей системы ГЛОНАСС в экономику государства".

- Дополнительной гарантией качества внедряемых решений могут стать профессиональные объединения участников отрасли, например в виде саморегулируемых организаций, - считает Александр Семкин. - При их помощи можно контролировать выполнение всех стандартов и правил. В случае когда кто-то из участников объединения поведет себя некорректно, за последствия его неправомерных действий возникнет субсидиарная ответственность.

В 2011 году регионам надо разработать собственные целевые программы по комплексному внедрению навигационных технологий

Пока примеров некорректного поведения - хоть отбавляй, но участники рынка предпочитают о них не говорить, ссылаясь на профессиональную этику. Они говорят по-другому: "Главное, чтобы деятельность на рынке была регламентирована разумными правовыми актами и действовали равные условия для всех игроков". А в решении этой задачи без федерального центра не обойтись. В связи с этим специалисты предлагают определить государственный орган исполнительной власти, который занимался бы мониторингом внедрения спутниковых навигационных систем в регионах.

Другая идея - организовать единую сеть региональных навигационно-информационных центров. Они могли бы выполнять несколько задач, например проводить экспертизу оборудования и подсчитывать эффект, который даст его установка. Кстати, Орел стал первым городом, где была предпринята попытка создания крупного телематического оператора. Четыре года назад здесь появилась "Единая национальная диспетчерская система". Сегодня ее представительства работают в 75 субъектах России и пяти странах СНГ.

- Уже в будущем году регионам надо разработать собственные целевые программы по комплексному внедрению навигационных технологий с учетом особенностей местной экономики, - считает Владимир Климов. - Они должны носить комплексный характер, направленный на внедрение технологий для мониторинга не только автотранспорта, но и ситуации в лесном и сельском хозяйстве, энергосистем и прочего.

По мнению участников конференции, это подстегнет эволюцию навигационных спутниковых систем. Они верят, что через несколько лет спутниковые технологии придут в каждый дом и станут не менее доступными, чем сотовая связь. И тогда такие понятия, как "умный дом", станут обыденностью. Вопрос лишь в том, когда конкретно это произойдет.

Мнения

Сергей Авдеев, летчик-космонавт, герой России:

- Еще в середине 90-х одним из наших заданий на орбите было испытание отечественных систем спутниковой навигации. И скажу, что они в то время не уступали зарубежным системам. А вообще, у этого технического средства большое будущее. Оно несет в себе и воспитательный элемент. Люди будут знать, что они не должны красть и воровать, должны профессионально относиться к своей работе. Думаю, внедрение системы навигации для широкого круга населения принесет только выгоду.

Виктор Досенко, первый вице-президент Международной академии транспорта:

- Мы ведем речь о том, чтобы каждый гражданин страны получил максимум возможностей для доступа к интеллектуальным системам разного рода. Сегодня уже никого не удивишь такими понятиями, как "умный дом" или "умное стекло". Но давайте вспомним про инвалидов - насколько все эти системы доступны им? Значит, пора задуматься и об этом.

Экономика Орел Центральная Россия