14.12.2010 00:26
Общество

Московским учителям поставили задачу стать узнаваемыми

Директорам московских школ задали задачку
Текст:  Ольга Нестерова
Российская газета - Федеральный выпуск: №282 (5361)
Читать на сайте RG.RU

Заместитель мэра Москвы по вопросам образования и здравоохранения Ольга Голодец (новый человек в правительстве) встретилась с директорами ведущих школ города, чтобы обсудить перспективы развития столичного образования. Выездное совещание состоялось в Востоковедческом лицее N 1535.

- Система образования Москвы должна быть звучной, а наши директора и учителя узнаваемы, - с таких слов началось знакомство Ольги Голодец с педагогами. - Поэтому общайтесь со СМИ, рассказывайте о школе.

По ее словам, тут собрался "целый отряд директоров, за каждым из которых - передовое учреждение, можно сказать, "именное". И это так. Центр образования N 109 в Москве знают просто как "школу Ямбурга". Не менее знаменит Центр образования N 548 "Царицыно", где директорствует Ефим Рачевский - Народный учитель РФ. Он объединил под своим крылом некогда слабые школы - и теперь тут современное инновационное учреждение со своим теннисным кортом. Сергей Менделевич возглавляет лучшую математическую школу Москвы N 57, откуда выходят сильнейшие математики. Все 19 присутствующих директоров известны в городе, в их школы стремятся записать своих чад многие родители, мечтающие о классическом образовании для детей.

- Такие школы - серьезное преимущество московского образования, - сказала заместитель мэра. - Но система нуждается в постоянном развитии, поскольку меняется сама жизнь. Многие ученики обгоняют учителей, по крайней мере в освоении компьютеров. Школы должны соответствовать времени. Сегодня задача учителя не только дать знания, но и помочь найти им применение.

Новому руководителю важно было услышать мнение школьных директоров о том, "как двигать систему дальше". Тем более в новых условиях. Школа, которая вообще-то склонна к консерватизму, реформируется последний десяток лет. Процесс не безболезненный. Сейчас обсуждается новый закон "Об образовании". И пока вопросов к нему больше, чем ответов. Всех волнует финансирование, о котором в обсуждаемом законе нет ни слова: как государство будет оплачивать государственные задания. Что будет входить в них, в каких объемах, а что не будет оплачиваться? - спрашивают директора. Другой вопрос. Москва гордится вариативностью образования: появились не только гимназии, лицеи, но и центры образования. Вот эти последние в законе не упомянуты. Не окажутся ли вне правового поля?

Или как быть с дополнительным образованием? Вот Центр образования N 686 Сергея Казарновского - это "три в одном". Ученики обучаются сразу в трех школах: общеобразовательной, музыкальной и драматической. Они приходят сюда к 9.00, а уходят в 18.00. И так шесть дней в неделю. "Будь мы каким-нибудь Дворцом пионеров, получали бы деньги на каждый кружок, - говорит Казарновский. - При новом порядке рискуем потерять финансирование. И вообще - будет ли госзаказ на всесторонне развитую личность?"

Кроме перехода на госзаказ и новую систему финансирования школы ждет и новый порядок аттестации педагогических работников, причем не только по разрядам, но и по должностям. Не потеряют ли учителя в зарплате?

Кстати, мэр Сергей Собянин уже высказался по этому вопросу, когда вручал 30 лучшим московским педагогам удостоверения и нагрудные знаки "Заслуженный учитель РФ". По его словам, средняя зарплата учителей в 35 тысяч рублей, которая в Москве считается достижением, уже отстает от средней зарплаты в городе - 45 тысяч, поэтому нужны "дальнейшие вложения в педагогов".

На совещании директоров обсуждались не только глобальные вопросы, но и весьма конкретные. Например, введение третьего урока физкультуры. "Если он будет так же плох, то какой в нем смысл?" Или такая "скользкая" тема, как использование "родительских денег" на школьные нужды. Тут главное - открытость и участие самих родителей, общественных органов управления школой в принятии решений.

- У московского образования, - рассказала корреспонденту "РГ" Ольга Голодец, подытоживая разговор с директорами, - действительно большие преимущества. В столице сконцентрированы ведущие вузы страны, в том числе педагогические, высококвалифицированные специалисты, лучшие музеи, театры... Все доступно и для учителей, и для учеников. У нас много сильных школ, каждая в отдельности ценна и уникальна. Они должны стать не просто лидерами в Москве, но и центром российского образования. Единственное условие: работать ежедневно, ежечасно.

Вот такую амбициозную задачу поставила Ольга Голодец перед школьными директорами Москвы.

Образование Москва Столица