15.12.2010 00:10
Культура

Китайская пианистка Ужа Уанг выступит с Валерием Гергиевым в Москве

Виртуозка Южа Уанг выступит с Валерием Гергиевым в Москве
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №283 (5362)
Читать на сайте RG.RU

Предстоящий 23 декабря концерт в Зале Чайковского может стать сенсацией сезона. Выступающий по традиции в Москве под занавес уходящего года Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра привезет "китайское чудо" - 23-х летнюю пианистку Южу Уанг.

О ее виртуозности даже серьезные критики пишут в выражениях "отпала челюсть". И то, что Южа Уанг вытворяет на клавиатуре, действительно трудно описать в уравновешенных выражениях, поскольку тип ее игры относится к разряду не человеческой, а какой-то "андроидной" виртуозности. Когда она исполняет ошеломляющие транскрипции "Полета шмеля" Римского-Корсакова или "Турецкого марша" Моцарта, создается впечатление, что за клавиатурой сидит не девушка, а механическое существо, играющее в режиме метронома не десятью, а сотней пальцев. Про сумасшедшие темпы Южи Уанг можно не говорить - это неотъемлемая часть ее пианизма. Правда, сама Южа Уанг, чуть повзрослевшая после юношеских фуроров в крупнейших залах мира, хотела бы уже избавиться от своего "технарского" имиджа и брать публику не "Турецким маршем", а богатством фортепианной колористики, например, исполняя своего любимого композитора Шопена. Нынешнюю свою стратегию она определяет понятием "трансформация", и в записи первых дисков, сделанных на Deutsche Grammophon, включила сочинения Скарлатти, Шопена, Стравинского, Скрябина, Листа, Лигети, Брамса, Равеля.

В Москву Южа Уанг приедет с труднейшим Вторым фортепианным концертом Прокофьева, окрещенным современниками композитора "диким" и "футуристическим". Особенности темпераментной токкатной фактуры этого концерта как нельзя эффектнее продемонстрируют все качества пианизма Южи Уанг, которая, хотя и обучалась с 14 лет в Канаде и Америке, но является ярчайшим представителем китайской фортепианной школы, бесперебойно поставляющей сегодня в мир виртуозов, самые знаменитые из которых - Ланг Ланг, Юнди Ли, Южа Уанг.

Сам же маэстро Гергиев с Мариинским оркестром сыграет Пятую симфонию Малера - одну из самых популярных в мире оркестровых партитур, ставшую "хитом" из-за Адажиетто, процитированного в знаменитом фильме Висконти "Смерть в Венеции". По случаю пересечения памятных дат - 150-летия со дня рождения Малера в 2010 году и 100-летия со дня его смерти в 2011-м, Гергиев весь нынешний сезон исполняет его симфонии в крупнейших залах мира, а в Нью-Йорке - полный цикл с Мариинским и Лондонским симфоническими оркестрами. Недавно в Карнеги-холл Пятая симфония в исполнении мариинцев произвела фурор, вызвав просто шквальные овации знаменитого зала. Публика и критика были сражены интерпретацией, обострившей до предела и давящую мрачность Похоронного марша, и жутковатый бег Скерцо, дуновение призрачного вальса и высветленное, как некий абсолют прекрасного, Адажиетто. Для струнных Мариинского оркестра это знаменитое малеровское Адажиетто - вообще, "звездный час", поскольку их умение творить звук, будто из воздуха, уплотняя его до огромного, таинственного и проникновенного звукового потока, достигают здесь вершины, где сами понятия движения, темпа, времени исчезают. И это погружение в "нирвану", особенно после циклопической страсти прокофьевского Концерта, публика Зала Чайковского не сможет не оценить.

Музыка