16.12.2010 00:00
Экономика

Несколько авиакомпаний России планируют объединиться

Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №284 (5363)
Читать на сайте RG.RU

В ближайшее время в России, возможно, произойдет слияние ряда авиакомпаний. Пока же на комиссии по транспорту и связи вчера обсуждался вопрос о перспективах снижения стоимости билетов для пассажиров.

По словам вице-премьера Сергея Иванова, большое значение играет в стоимости билетов конкуренция. В более чем 60 процентах территории России, где проживают 15 миллионов человек, кроме авиасообщения, нет другого транспорта, поэтому воздушные перевозки здесь - это вопрос жизни и смерти.

К сожалению, структура аэродромов в удаленных районах приводит к тому, что на плохие взлетно-посадочные полосы даже в крупных аэропортах не хотят приземляться большие авиакомпании. В результате там летает одна местная компания, которая диктует свои расценки, так как нет конкуренции, констатировал Иванов.

В целом по России, по его мнению, идет концентрация рынков воздушных перевозок. Три ведущих компании перевезли в 2009 году 44 процента от всех пассажиров. Такая концентрация близка к предельной, считает Иванов. Поэтому в начале января он намерен рассмотреть этот вопрос по стоимости перевозок на отдельном совещании.

До этого на рынке могут произойти преобразования. По словам главы Росавиации Александра Нерадько, финансовое состояние авиаперевозчиков оставляет желать лучшего и в ближайшее время возможно слияние ряда компаний. По данным экспертов, крупный перевозчик "ЮТ эйр" интересуется авиакомпанией "Москва". Столичные власти уже говорили о своих планах по продаже непрофильных активов, которыми являются в том числе и авиакомпании аэропорта Внуково, где у столицы 75 процентов активов. На авиарынке ожидают, что о продаже своей доли во Внуково региональные власти могут объявить уже до конца года. Есть уже и заинтересованные.

Конечно, в следующем году, по прогнозам Александра Нерадько, рост перевозок в России продолжится. Конечно, он будет не таким высоким, как в 2010-м, когда был скачок объема перевозок после 2009 кризисного года, почти на 30 процентов. Но в любом случае в 2011 году ожидается рост объема перевозок в России выше мировых показателей приблизительно в два раза. Если в мире прогнозируется рост в 5-6 процентов, то в России - 10-12 процентов. И это несмотря на не очень хорошее финансовое состояние компаний. Именно рост перевозок, уверен Нерадько, заставляет обращать на авиакомпании внимание финансовых инвесторов, в том числе и российских. Благодаря возможным новым вливаниям, авиакомпании, в основном крупные, уже сейчас могут строить планы на приобретение новых самолетов.

По словам Сергея Иванова, модернизация парка для многих перевозчиков стала частью стратегии по минимизации расходов. Ведь расходы на топливо и техническое обслуживание при парке новых самолетов в два раза дешевле, чем старых. "В принципе понять перевозчиков, закупающих, в основном, иностранные суда, можно. Однако и они должны понимать, что правительство заинтересовано не только в развитии конкуренции в сфере авиаперевозок, но и должно поддерживать отечественное авиастроение", - сказал Иванов. По его словам, необходимо найти компромисс, который позволил бы максимально эффективно решать эти две важные задачи.

Что касается новогодней чартерной программы, то Росавиация обратилась к минспорттуризму и Ростуризму, чтобы туроператоры не взаимодействовали с авиакомпаниями, у которых отсутствует допуск на конкретные линии. Нерадько напомнил, что Росавиация уже встречалась с шантажом, когда допуска у перевозчика на конкретный маршрут не было, а билеты были уже проданы. При этом Нерадько констатировал, что практически все права, которые имелись у России по выполнению полетов в другие страны, реализованы.

Авиатранспорт Транспорт Вице-премьеры