Новая работа одной из главных рок-групп страны удивила. Фирменная "мастерская" жесткость соседствует здесь со сложностью мелодий и аранжировок, кроме скоростных трэш-боевиков с социально-резкими текстами Маргариты Пушкиной на диске есть инструментальные пьесы и тихие баллады.
Обозреватель РГ встретился с основателем и лидером "Мастера" бас-гитаристом Александром Грановским.
Российская Газета: Александр, седьмой диск "Мастера" вышел два года назад и это были концертные версии лучших вещей. Новые песни вы выпускаете сейчас впервые с 2005 года...
Александр Грановский: А куда было торопиться? Это раньше рекорд-компании материально заинтересовывали артистов и это давало стимул для студийной работы, группы выпускали диск за диском. А сегодня CD или не продаются, или продаются очень малым тиражом, народ перестал ходить в магазины и теперь ворует из интернета произведения, которые артист вынашивает годами.
РГ: Так что же теперь - не писать вовсе новых песен?
Грановский: Если не делать новое, то начинаешь деградировать. Решение все-таки выпускать альбом было принято "Мастером" ради поддержания в группе творческого тонуса. Диск вышел как digibook, в виде красиво оформленной книжки, с плакатом внутри. Это не просто дешевая пластмасса, коллекционеру не стыдно поставить такую пластинку на полку.
РГ: Кстати, альбом, как и несколько предыдущих дисков "Мастера", оформлен без использования привычной "металлической" символики - черепов, крови, монстров...
Грановский: Я терпеть не могу на обложках "мозги наизнанку", уже лет десять назад мы с этим "завязали". Я воспринимаю рок-музыку не как конгломерат мистики, жестокости и всего такого, и не понимаю, когда говорят, что это музыка протеста, бунта. Это просто музыка и все! Только, может быть, экстремального звучания. Кстати, в "Мастере” и татуировок ни у кого - кроме барабанщика Олега Ховрина, пожившего в Америке - нет, и, думаю, в ближайшее время не появится.
РГ: Что до экстрима, то на диске "VIII" его гораздо меньше, чем в ваших предыдущих работах.
Грановский: Да, в свое время мы играли очень громко и очень быстро. Но ведь 99 процентов слушателей и зрителей на концертах в такой музыке не разбирают ни нот ни слов. И зачем тогда все это "мочилово"? Темп ведь не самоцель! Один индус играет на ситаре медленно, а другой быстро, но это, возможно и от того, что один еще ищет "свой" темп, а другой уже его нашел. Нам ничего не стоит сыграть быстро и еще быстрее, на "восьмерке" есть самые разные песни, и мы не собираемся останавливаться на чем-то одном.
РГ: Это появление в группе новые музыкантов продиктовало новый стиль "Мастера" или вы набрали людей под новые идеи?
Грановский: И то и другое. Сейчас в отечественной рок-музыке редко экспериментируют - группы боятся потерять своего слушателя, и так немногочисленного, но мы все-таки решили пригласить второго гитариста, Андрея Смирнова, способного сыграть все. И сразу появилась возможность придумывать музыку не думая о стилях. Сегодня, когда на репетициях рождается музыкальная идея, каждый музыкант "Мастера" волен, в рамках придуманной аранжировки, "писать" ее своим почерком, играть так, как он ее чувствует.
РГ: На новом альбоме невозможно не обратить внимание на тексты - в них нет и намека на привычную рок-романтику
Грановский: А нам просто до смерти надоели все эти героически-фантазийные стандарты, все эти намеки-полунамеки... Мы решили врезать в полную силу, без сюсюканий и, по-моему, это получилось очень в тон музыке. Взятые Маргаритой Пушкиной темы - о предательстве, о скотском отношении людей друг к другу - вечно актуальны и вечно остры. Сиди и не выступай, а не то придет, как написала Рита, бульдозер и расплющит тебя - в нашей стране такое не устареет никогда.
РГ: А не обидно бывает, когда на концертах публика не слушает эти тексты, а бесится перед сценой?
Грановский: Кто-то бесится, а кто-то стоит и слушает. На концерте-презентации этого альбома в середине танцпола действительно был кружок, где веселились какие-то ребята, но слушающих было намного больше. И одни не мешали другим.