Телефон психологической помощи детям, заработавший в Подмосковье, принимает звонки круглосуточно.
За недолгое время его работы на него уже поступило более трех тысяч обращений. И их количество растет. Что сегодня волнует детей, с какими проблемами они обращаются к психологам за поддержкой? Это выясняла корреспондент "РГ".
Вот так номер
Новый телефон психологической помощи объединил четыре давно действующих "телефона доверия" в Клину, Химках, Щелково и Кашире. Устроено все так. Звонок, поступивший на общероссийский номер, идет сперва в Клин. Если эта линия занята, то звонок автоматически перенаправляется в Щелково. Если занято и там, то - в Каширу или Химки. По цепочке.
- Количество звонков по сравнению с первыми днями его работы увеличилось в десятки раз, - говорит начальник Управления организации работы по семейной и демографической политике Людмила Гомонова. - И если раньше чаще звонили взрослые, которых волнуют отношения с детьми, то теперь наступил настоящий бум звонков от детей. Поначалу подростки баловались, проверяли, как работает телефон, действительно ли он без определителя. Но скоро стали звонить с реальными проблемами. Да еще пенсионеры звонят, спрашивают: почему не сделать подобный телефон и для них?
Кто в ответе
На подмосковную "горячую линию" "Дети в беде" обращаются, когда нужно срочно принять меры реагирования. На звонки отвечают пять сотрудников отдела по делам несовершеннолетних аппарата правительства Московской области. Бывает, что звонившие просят о конфиденциальности, однако ее соблюдение зависит от конкретной ситуации.
- Если ребенок рассказывает о реально угрожающей ему опасности либо о совершении преступления в отношении него и при этом просит сохранить все в тайне, как поступать? - задает вопрос председатель комиссии при губернаторе Людмила Тропина. - Наверное, надо нарушать конфиденциальность сведений и срочно принимать меры по защите ребенка.
- Наша задача состоит не в том, чтобы вмешаться в семью, - говорит Тропина. - Мы пресекаем противоправные деяния против ребят. В одних случаях привлекаем взрослых к ответственности, в том числе уголовной, в других - помогаем семье, устраняя причины неблагополучия.
Вот конкретные ситуации. Сигнал из поселка Снопок Новый Орехово-Зуевского района: обратите внимание на выпивающую маму, от беспутства которой страдает дочь. После проведенных проверок выяснилось, что женщина нигде не работает, одиночка. Ни у нее, ни у дочки нет регистрации. В квартире - грязь. Когда пришли проверяющие, то в холодильнике ничего не обнаружили, кроме яиц и банки тушенки. Только на это и хватает денег, которые мать с дочкой получают от бабушки. Вместо того чтобы искать работу, женщина смотрит в бутылку...
Еще один звонок с жалобами на неработающую одинокую мать из того же поселка. Как оказалось, женщина - любительница выпить. А ее аморальное поведение уже надоело всем соседям. На ребенка мать давно махнула рукой. Мальчик живет у бабушки, которая успешно совмещает воспитание внука с самогоноварением и продажей самогона.
Проверяющие составили административные протоколы. Обеим женщинам дали рекомендации: заняться воспитанием детей, привести в порядок жилье, встать на учет в центр занятости, обратиться к наркологу. Обе семьи сейчас на контроле у комиссии. Если в ближайшее время проверяющие не увидят, что ситуация изменилась, матерям грозит лишение родительских прав.
Горячие темы
В Москве похожий телефон психологической помощи действует уже два года. За это время принято более 24 тысяч звонков. Их анализ показал:
Трудности во взаимоотношениях с родителями - самая значимая проблема для подростков.
На втором месте обращения, касающиеся трудностей в отношениях со сверстниками.
Далее по списку: вопросы, касающиеся здоровья (страхи по поводу недостаточного физического развития); вопросы, связанные с трудностями в учебе; вопросы, связанные с различными видами насилия (психологическое насилие со стороны взрослых и физическая агрессия со стороны сверстников).
Внутриличностные проблемы, по признанию психологов, самый сложный повод для звонка от подростков. Такие звонки довольно редки, но каждый из них требует длительной работы психолога. Общение по такому запросу в среднем длится около часа, и за одну беседу все проблемы не решаются. Запросы, касающиеся суицида, поступают примерно 2-3 раза в месяц (они классифицируются как кризисные). Длительность таких звонков не ограничена и продолжается до тех пор, пока не будут сняты тревожность и страхи ребенка.
К слову
Среднестатистический портрет ребенка, звонящего на телефон доверия: девочка-подросток 11-15 лет, ученица 5-8-го класса, из неполной или неблагополучной семьи. Ее волнуют проблемы во взаимоотношениях с родителями или сверстниками. В начале разговора с психологом она испытывает тревогу и опасения, что ее не поймут.
Мальчики обращаются за помощью к психологам гораздо реже, в основном в кризисных и очень тревожных для них ситуациях.
Телефон психологической помощи (Москва):
(495) 624-60-01.
Телефон психологической помощи (Московская область):
8 800 2000 122.
Телефон "горячей линии" "Дети в беде":
8 903 100 49 09.