Более чем в полтора раза, до 86,1 миллиона человек в год, должно увеличиться к 2015 году число пассажиров, перевезенных российскими авиакомпаниями. И на 59 процентов, до 76,6 миллиарда человек в год, вырастет количество пассажиров, отправленных из аэропортов России. По крайней мере, такие целевые показатели заложены в подпрограмме "Гражданская авиация" ФЦП "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы".
В 90-е годы сеть региональных и местных аэродромов России уменьшилась с 1200 до 210. Да и парк воздушных судов местного и регионального сообщения таял на глазах. При этом более чем на 60 процентах территории страны с населением около 15 миллионов человек (28 тысяч населенных пунктов) авиация является единственным средством обеспечения транспортной доступности. Поэтому основной акцент в подпрограмме делается на повышение доступности услуг гражданской авиации, сообщил "РГ" замминистра транспорта РФ Валерий Окулов. По его убеждению, достигнуть цели возможно, если одновременно "ударить" по нескольким направлениям: начать активно развивать аэропортовую инфраструктуру, обновлять парк воздушных судов, субсидировать полеты, чтобы перевозки стали более доступными для жителей самых отдаленных уголков нашей страны.
Мой дом аэродром
Совершенствование инфраструктуры аэропортов является одним из ключевых направлений подпрограммы. К сожалению, сегодня состояние большинства российских аэропортов далеко не идеально. По мнению ряда экспертов, более 70 процентов взлетно-посадочных полос (ВПП) с искусственным покрытием (они, кстати, есть только у 62 процентов всех аэропортов) введено в строй около 20 лет назад. Светосигнальным оборудованием оснащено две трети аэродромов. Техника на 85 процентов выработала сроки службы. А в целом износ основных фондов аэродромной сети приблизился к 80 процентам. Так что сейчас буквально за четыре года минтрансу предстоит восполнить пробелы практически двух десятилетий.
Условно все аэропорты можно разделить на три уровня: международные стыковочные узлы-хабы, внутрироссийские и региональные. Можно сказать, что западный транспортный хаб в России уже сложился - это Московский авиатранспортный узел. Но этого мало. "Транзитные возможности у России - колоссальные, мы будем конкурировать на Западе с аэропортами Хельсинки, Франкфурта, Мюнхена, Вены, а также создавать северные и дальневосточные ворота, конкурируя с Шанхаем и Сеулом", - рассчитывает Валерий Окулов.
Будут укрепляться и сети внутрироссийских узловых аэропортов, причем одновременно на разных направлениях. Так, в ближайшие четыре года, по сути, будет создан новый аэропортовый комплекс в Иркутске. Там появятся современные взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны, стоянки, светосигнальное оборудование для обеспечения полетов воздушных судов по I-III категории метеоминимума. Естественно, не обойдется без строительства подъездных дорог, аварийно-спасательной станции, контрольно-диспетчерского пункта. Практически новые аэропорты появятся в Нальчике, Оренбурге, Ростове-на-Дону, Омске.
Особое внимание будет уделено развитию аэропортов там, где авиасообщение - единственный способ связи с Большой Землей. Речь идет о Крайнем Севере, территориях Сибири и Дальнего Востока. Первыми в списке на реконструкцию значатся аэропортовый комплекс на острове Диксон в Красноярском крае, аэропортовый комплекс Зональное и аэропорты городов Оха, Киренска и Нефтеюганска Сахалинской, Иркутской и Тюменской областей. Практически из всех этих зон нельзя никак выбраться, кроме как по воздуху. Кроме того, каждая из них имеет стратегическое значение для России. Стоит заметить, что в планах министерства к концу 2020 года развить аэродромную сеть до 500 аэропортов.
Новые крылья
Ясно, что если аэродромы не ремонтировать, а самолеты при этом летать будут старые, то далеко россияне не улетят. Кроме того, если мы хотим выйти на мировой рынок авиаперевозок, то должны соответствовать международным требованиям, экономическим, техническим и экологическим. Минтранс планирует, что до 2015 года в отрасль поступят 700 современных магистральных и региональных самолетов, а также среднемагистральные самолеты Sukhoi Superjet 100. Кроме того, будет приобретено 8 патрульных вертолетов для транспортного контроля в Москве, Самаре, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске. Обновится парк грузовых модификаций пассажирских самолетов. Так же предполагается развивать современные технологии перевозки и обработки грузов (в том числе использование технологий интермодальной доставки "от двери до двери").
Параллельно планируется формирование парка воздушных судов деловой авиации, включающего все классы реактивных и скоростных турбовинтовых самолетов.
По словам Валерия Окулова, обязательно будут развиваться учебные заведения и центры подготовки персонала гражданской авиации. Для них закупят современные самолеты, приведут в порядок учебные аэродромы, обновят тренажеры для учебно-тренировочных полетов. Всего планируется приобрести не менее 50 воздушных судов и столько же тренажеров.
Почем билетик?
Для того, чтобы наша авиация оставалась конкурентоспособной на мировом рынке, себестоимость перевозок должна быть снижена на 10-15 процентов. И, в первую очередь, за счет снижения расхода топлива.
Для регулирования пассажирских авиатарифов минтранс предполагает ограничить предельные цены до уровня доступности для большинства потенциальных потребителей. Но при этом не допустить кратковременного демпинга авиауслуг и долгосрочного применения заниженных цен, что не позволяет качественно обслуживать и обеспечивать безопасность воздушной перевозки, продолжает замминистра.
"Тарифное регулирование в области социально значимых авиаперевозок предусматривает господдержку участников транспортного рынка. Но только тогда, когда за счет рыночных механизмов не удается обеспечить достаточный уровень и объем услуг или социально приемлемые тарифы", - говорит Окулов. На господдержку смогут рассчитывать льготные категории пассажиров и социально значимые авиационные перевозки. Средства на это будут выделяться из бюджетов всех уровней.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы "Гражданская авиация": к 2015 году авиационная подвижность населения составит 0,61 пассажира и 1454 пассажиро-километра на одного жителя России в год.
Пассажирооборот на международных воздушных линиях достигнет 102,2 миллиарда пассажиро-километра в год. Количество пассажиров, перевезенных на воздушных судах местных воздушных линий, увеличится до 2,65 миллиона пассажиров в год. А число трансферных авиапассажиров (осуществляющих пересадки между рейсами на стыковках международных рейсов, международных и внутренних рейсов) вырастет до 3,1 миллиона человек в год.
Количество взлетно-посадочных полос, введенных в эксплуатацию после реконструкции, составит 103 единицы, а приобретенных воздушных судов современных типов - 678 единиц