Бюджет на 2011 год - это первый бюджет мирного времени. Кризис в основном закончился, теперь мы можем осознать, в какой ситуации оказалась экономика страны и как нам жить в послекризисный период.
Прежде всего бросается в глаза резкое падение доходов. Причем не только по сравнению с докризисным уровнем, но и с нынешним годом. Так, в 2010 году ожидаемые доходы бюджета составят 17,4 процента к ВВП. Но на протяжении трех следующих лет это соотношение будет уменьшаться. И к 2013 году оно составит 16,8 процента ВВП. Еще недавно, напомню, этот показатель составлял более 20 процентов ВВП.
Из-за снижения доходов придется укладываться в гораздо более жесткие рамки и по расходам. Причем за это надо будет бороться. Пока, несмотря на запланированное постепенное снижение расходов, в процентах от ВВП они все еще значительно выше докризисного уровня. В результате в течение всей трехлетки будет сохраняться существенный дефицит бюджета. В следующем году при цене нефти в 75 долларов за баррель разница в доходах и расходах будет составлять 3,6 процента ВВП.
Надо признать, что снизить расходы действительно очень трудно. Во-первых, была проведена пенсионная реформа и существенно выросло финансирование пенсионной системы из казны. В этом году на ее поддержку будет потрачено 2,5 триллиона рублей. В следующем году эта сумма несколько снизится за счет повышения ставки страховых взносов.
Но уже к концу трехлетки поддержку снова придется нарастить до нынешнего уровня. Вторая причина - это начало государственной программы вооружений, которая потребует дополнительных расходов на оборону. Именно расходы на социальную политику и национальную оборону становятся лидерами роста в ближайшие три года. На социальные цели будет направляться примерно треть всех расходов, удельный вес расходов на национальную оборону вырастет с 13,1 до 19,1 процента ВВП.
Будут расти расходы на финансирование прикладных научных исследований в области национальной экономики. В следующем году они вырастут по сравнению с уровнем этого года в полтора раза. В основном за счет финансирования космической программы, развития авиационной техники, разработок по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса. При этом расходы на национальную экономику будут постепенно сокращаться. Отчасти это объясняется тем, что затраты на ее финансирование были резко повышены во время кризиса. Теперь экономика постепенно восстанавливается, и вес таких расходов постепенно возвращается к докризисному уровню.
Параллельно в следующем году произойдет изменение тенденций в налоговой сфере. Налоговая нагрузка на экономику, за исключением нефтегазового сектора последовательно снижалась в 2000-е годы. Но сейчас вектор меняется. Прежде всего, в 2011 году существенно повышаются ставки взносов в социальные фонды. Это, конечно, вынужденные меры. Но в дальнейшем нам надо будет прилагать большие усилия, чтобы остаться на действующем уровне налоговой нагрузки и не возникло необходимости его повышения в последующие годы.
Акцент должен быть сделан на повышении эффективности госвложений. Для этого есть большой потенциал. Существуют большие резервы снижения расходов на госзакупки, эффективности инвестиционных расходов. Требуются системные реформы, в том числе в правоохранительной системе, военной сфере. Сейчас в этом направлении делаются первые шаги. Но, на мой взгляд, единственным гарантом повышения эффективности тех же военных расходов мог бы стать больший общественный контроль. Правительство приняло программу повышения эффективности бюджетных расходов. Со следующего года они будут формироваться по программному принципу. То есть направляться на решение конкретно сформулированных задач с количественными показателями, которых необходимо достичь.
Надо признать, что и в среде профессионалов идет спор, а надо ли нам стремиться к сокращению дефицита и его выходу на нулевой уровень к 2015 году. Некоторые эксперты утверждают, что такие планы плохо совместимы с задачами модернизации. Но вопрос модернизации - это далеко не в первую очередь вопрос денег. Модернизация - это не только высокие технологии, а, прежде всего, высокое качество государственного управления, благоприятные условия для развития экономики. В то же время мировой опыт показывает, что экономики государств с большим дефицитом растут медленнее, нежели страны со сбалансированным бюджетом. Ведь дефицит должен чем-то покрываться. Если использовать для этого внешние источники финансирования, то страна становится еще более зависимой от внешней конъюнктуры. А при снижении цен на нефть и девальвации рубля резко возрастут расходы на обслуживание долга. Если же использовать внутренние источники финансирования, то через некоторое время надо будет отвлекать из экономики ресурсы, которые могли бы пойти на модернизацию.
Причем проблема финансирования дефицита стоит достаточно остро уже сейчас. В следующем году будет исчерпан Резервный фонд, из которого в основном покрывался дефицит бюджета в 2009 и 2010 годах. Но лишившись этой "подушки безопасности", мы впервые за долгое время будем слабо защищены от потенциальных внешних шоков. А ситуация в мировой экономике все еще остается нестабильной. всплески, связанные с падением цен на нефть, не исключены. И нам нужно иметь какую-то страховку от внешних шоков. Мне кажется, следует установить новые правила использования нефтяных доходов. И заранее решить, как они могут использоваться при получении дополнительных доходов от экспорта нефти. Я считаю, такие поступления должны полностью сберегаться в Резервном фонде, а тратиться могли бы только полученные сверх плана ненефтегазовые доходы.