21.12.2010 00:40
Экономика

Эксперты раскритиковали проект "Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года"

Банкиры предлагают переписать стратегию развития
Текст:  Ольга Заславская
Российская Бизнес-газета - : №48 (781)
Читать на сайте RG.RU

Участники парламентских слушаний в Совете Федерации разнесли в пух и прах подготовленный минфином и ЦБ проект "Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года", назвав его лишь хорошим поводом для того, чтобы поговорить, поскольку "ни на что другое он не тянет". И предложили провести "глубокую доработку или вообще переработку этого документа".

На это требуется время. Однако минфин не намерен откладывать принятие стратегии надолго. По словам Алексея Саватюгина, заместителя министра финансов РФ, на этой неделе в министерстве пройдет еще одно обсуждение стратегии с приглашенными представителями банковского сообщества, после чего 28 декабря на совещании у председателя правительства Владимира Путина пройдет обсуждение основных идей документа. В начале следующего года на заседании национального банковского совета состоится окончательное обсуждение стратегии, после чего она должна быть принята правительством. "Пока текст не получил статус священного писания, его можно критиковать, что-то добавлять и изменять", - предлагает замминистра.

Больше всего банковское сообщество не устраивает заявленная основная цель - "повышение уровня и качества банковских услуг, представляемых организациям и населению" и, соответственно, переход от "экстенсивного" к "интенсивному" росту, от количества к качеству. "Это совершенно неверная постановка вопроса. Мы что, уже все развили? Инфраструктуру, услуги, обеспечили доступность услуг на территории всей страны и давайте теперь переходить к "интенсивной" модели. Нет здесь никакой логики, - считает Александр Мурычев, исполнительный вице-президент РСПП. - Конечной целью стратегии, подготовленной правительством, ЦБ должно быть не обеспечение уровня и качества банковских услуг. Превалировать должны условия, которые государство создаст для развития этих услуг. А банки сами будут решать, как им развивать эти услуги, и конкуренция сама будет формировать качество этих услуг".

Многие выступавшие говорили, что пока еще банковская система страны должна сочетать "экстенсивный" и "интенсивный" пути развития. "Нельзя исключать один из них, мы не на той стадии развития находимся, нам в отличие от наших более развитых партнеров необходимо обеспечить доступность банковских услуг, а это, по сути, и есть продолжение экстенсивного развития", - аргументирует заместитель председателя Счетной палаты РФ Валерий Горегляд. Это мнение он подкрепил цифрами, представленными на всемирном экономическом форуме в докладе "Глобальная конкурентоспособность в 2010-2011 гг.". По основным факторам, характеризующим работу банковской системы, мы находимся на 125-м месте из 139 стран. Эффективность рыночных механизмов - 123-е место, уровень бизнес-процессов - 101-е, наличие финансовых услуг на рынке - 109-е, доступность финансовых услуг - 92-е, получение кредита - 107-е место и т.д. Как правило, по всем основным показателям, характеризующим развитость финансового рынка, мы - на сотых местах, в конце списка.

Поэтому, например, Ассоциация российских банков (АРБ) предлагает основным направлением развития банковского сектора до 2015 года записать "создание условий для существенного расширения возможностей получения кредитных ресурсов различной срочности, повышение их доступности, стимулирования роста ресурсной базы, а также повышения уровня и качества оказываемых услуг при обеспечении устойчивости банковского сектора".

Тогда сводится на нет основная дискуссия последних недель о повышении капитала российских банков до 500 млн рублей или вообще до миллиарда. Такую меру ЦБ предлагал якобы потому, что именно такого уровня капитал дает возможность заработать на технологии и сервисы необходимого качества. А если мы не будем провозглашать пятилетку качества, вроде бы и тема достаточности и соответствия снимается.

На самом деле банкиры давно предлагают отделить "мух от котлет" и перейти к двухуровневой банковской системе. Для федеральных и транснациональных банков ввести одни правила игры, а для локальных - другие. "Давайте введем повышенные требования к капиталу для вновь создаваемых банков, транснациональных и претендующих на федеральный масштаб, - предлагает глава АРБ Гарегин Тосунян. - По факту так оно и есть. Ни одного американского банка с 5 млн или 100 тыс. капитала вы на европейском и российском рынке не увидите. В этом случае тезис Михаила Сухова (член совета директоров Банка России. - Прим. ред.), что с такими ресурсами не долетишь до Европы, справедлив. Но доехать до соседнего села американские банки с капиталом 100 тыс. долларов умудряются, и работают, и никто за ними не гоняется". Банковское сообщество предлагает оставить малые банки в покое, а если уж очень хочется, ввести для них "территориальные лицензии", ограничивающие предоставление всего комплекса банковских услуг на территории одного или двух-трех смежных регионов. "При этом для таких региональных банков могут быть установлены ограничения на операции с ценными бумагами и трансграничные операции с иностранной валютой", - предлагают в АРБ.

По словам выступающих, в стратегии недостаточно отражены наиболее болезненные для банковского сообщества темы: развитие конкуренции, обеспечение долгосрочными ресурсами, стимулирование кредитования, снижение издержек. "Сейчас банковская система за счет ресурсов, которые ей доступны, не может обеспечить существенное повышение своей роли в экономике, необходимо говорить об определенных мерах господдержки", - считает глава Юникредит Банка Михаил Алексеев. В стратегии предлагается прописать эти меры. В частности, использование части международных резервов для субординированного кредитования российских банков и институтов развития; капитализация за счет средств ВЭБа банков в регионах; совершенствование системы рефинансирования банков со стороны ЦБ под залог различных видов активов; введение безотзывных вкладов; применение нулевой ставки налога на прибыль при ее реинвестировании в капитал; увеличение суммы страхового возмещения и расширения круга лиц, на которых предоставляется защита системы страхования вкладов и др.

"Снижение издержек, в том числе малых банков, позволило бы очень существенно улучшить их конкурентоспособность", - считает исполнительный вице-президент АРБ Андрей Емелин. Среди возможных мер: освобождение кредитных организаций от контроля за кассовой дисциплиной, снятие ограничения на использование электронного документооборота и избыточных требований по использованию и хранению документов, оптимизация форм отчетности перед ЦБ и Росфинмониторингом. Это помогло бы банкам сэкономить колоссальные ресурсы и направить их на рынок.

Банки