Вчера в столице стартовала операция "Елка". С этого момента усилена охрана всех хвойных насаждений в Москве, но более всего в особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Посмотреть, что же угрожает зеленым и пушистым елочкам в канун Нового года, отправился в рейд по Битцевскому парку вместе с природоохранными госинспекторами корреспондент "РГ".
Парк расположен на юго-западе города, где на долю хвойных приходится треть деревьев. Общая его площадь - около двух тысяч гектаров. То есть если задаться целью обойти это пространство по периметру, придется проделать путь порядка 44 километров. Природоохранные инспектора - их в Битцевском парке 15, проделывают этот маршрут за день - с восьми часов утра
до пяти вечера. А начиная с завтрашнего дня они перейдут и вовсе на усиленный режим работы и будут круглосуточно начеку: охотники до незаконных елок дают о себе знать каждый год. Ежедневно.
- Нам активно помогают и жители, - рассказала "РГ" начальник территориального подразделения "Битцевский парк" ГПБУ Таисия Филатова. - Бывает, гуляет мама с колясочкой, увидит, что кто-то хвойную веточку срывает, и сразу звонит в дирекцию. Кроме того, приходит на помощь и милиция - ее машина постоянно здесь патрулирует.
Именно таким составом в последние годы удалось сократить количество правонарушений. Особенно много их было в середине 2000-х годов, затем начался спад. Последнее серьезное нарушение зафиксировано в 2008 году, когда задержали гастарбайтера, решившего "порадовать коллег". Пятилетняя елочка обошлась ему в 200 тысяч рублей штрафа. В прошлом году задержали нарушителя, который срезал хвойные ветки. Он оказался душевнобольным.
Доходим до поляны, которую обрамляют высоченные столетние ели. Под их мощными стволами молодая поросль. Средний возраст посадок - 9 - 12 лет. Это так называемые компенсационные посадки, за которыми любители получить новогоднее дерево бесплатно чаще всего и охотятся. Их легко срубить и вынести, так как ствол тоненький, диаметром всего 4 - 6 сантиметров, а высота - от метра до полутора. "Мы идем по маршрутным картам и помечаем все изменения в парке, - рассказал природоохранный госинспектор с 30-летним стажем Евгений Юшин. - Если обнаруживаем правонарушение, сразу же составляем протокол". Нарушители, по его словам, не стоят на месте, все время придумывают новые хитрости, как обмануть природоохранных инспекторов. Раньше они ходили с топором и их легко обнаруживали по звуку. В последние годы предпочитают пользоваться ножовкой, которой срезают самые верхушки больших елей, надеясь, что мы не заметим - дерево-то вроде стоит на месте. Поэтому мы внимательно смотрим, нет ли хвои под ногами, заметив ее, высматриваем преступника в бинокль".
По словам руководителя департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антона Кульбачевского, помимо Битцы ходят браконьеры с топорами и ножовками в Серебряный Бор, парки Люблино и Кузьминки, Измайлово. "В прошлом году было семь случаев незаконной вырубки елей, выписаны штрафы на сумму порядка 4 миллионов рублей, - пояснил он. - Но штрафы были взысканы не полностью, так как основная масса нарушителей - гастарбайтеры и малоимущие граждане, с которых трудно что-то взять. С ними работают судебные приставы. Вообще же согласно КоАП Москвы стоимость незаконной вырубки деревьев на ООПТ в разы превышает стоимость вырубки на другой территории: нарушителя ждет наказание от 1,5 миллиона рублей штрафа до шести лет лишения свободы. А посадка новой ели на место вырубленной обойдется государству в 60 тысяч рублей, ведь пока она вырастет, окрепнет, пройдут годы".