Депутаты Госдумы предлагают снять запрет на включение в документацию об аукционе требований: к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, квалификации участника, его деловой репутации, наличию производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов. Соответствующий законопроект уже внесен в парламент и готовится к рассмотрению. В качестве аргумента авторы законодательных инициатив отмечают, что по действующему закону единственным критерием при определении победителя аукциона является цена. При этом, как показывает практика, очень часто выигрывая в цене, заказчик проигрывает в качестве и не может воздействовать на данный процесс.
Эксперты считают, что затронутая проблема действительно весьма остра: действующее законодательство допускает участие в размещении заказа не только поставщиков, не обладающих необходимыми для выполнения контрактов ресурсами, но и даже фирм-однодневок.
"Сделано это из-за многочисленных перегибов в предшествующие годы, когда заказчики вводили практически любые ограничения по квалификации, что выливалось в ограничение конкуренции и проведение "своих" поставщиков", - пояснил Кирилл Кузнецов, генеральный директор центра эффективных закупок "Тендеры.ру". Однако, по мнению эксперта, авторы предложенных изменений допустили ошибку. "Дело в том, что предлагаемая к упразднению часть 2.1. статьи 34 94-ФЗ запрещает при проведении аукциона прописывать требования к производителю и его квалификации, но вовсе не содержит запрета на установление требований к качеству закупаемой продукции, - заметил Кирилл Кузнецов. - Более того, действующая редакция закона о размещении заказа как раз позволяет заказчику установить требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам и пр. Поэтому данная законодательная инициатива практически не имеет шансов на успех".
Как отметила Елена Агапова, директор Центра госзаказа Академии народного хозяйства при правительстве РФ, данную норму закона 94-ФЗ исключить невозможно. "Именно эта норма и дает любому поставщику возможность участвовать в торгах и распространяется на все виды торгов, - считает эксперт. - Исключение данной нормы из закона приведет к тому, что торги станут бессмысленными, так как заказчики будут предъявлять требования конкретного "своего" поставщика. Соответственно, аукционы будут не состоявшимися, и ни о каком снижении начальной максимальной цены контракта, а соответственно, ни о какой экономии бюджетных средств говорить не придется".
По мнению Владимира Некрасова, генерального директора Contour Components, если снять требования к качеству, то улучшатся возможности для конкуренции, снизятся цены, но появится лазейка для жуликов. "Приведу реальный пример: два студента второго курса регистрируют компанию и выигрывают конкурс на создание сайта федерального ведомства, снижая цену в 10 раз - с 5 млн до 500 тыс. руб., - говорит эксперт. - Сайт сложный, двум студентам не по плечу. Заказчик может только одно - подписать контракт, а после истечения срока подать в суд. Но на новом конкурсе все повторится".
С другой стороны, как заметил Владимир Некрасов, требования к качеству позволяют отсекать жуликов и неквалифицированных исполнителей, но это также главный инструмент исключения конкуренции. Требования можно заранее сформулировать под предпочтительного победителя - так, что они будут невыполнимы ни для кого другого.
Эксперты уверены, что нужно искать другие варианты решения проблемы. "На мой взгляд, был бы иной путь - установление единого квалификационного порога для участия в госзакупках, - говорит Кирилл Кузнецов. - К его определению, безусловно, подходить надо взвешенно. Например, претендент на заключение госконтракта должен существовать на рынке не менее трех месяцев, а его чистая прибыль за последний год работы (или менее) должна составлять как минимум 30% от начальной максимальной цены контракта, на который он претендует".