На вчерашнем заседании Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям Владимир Путин прозрачно намекнул на то, что инновационные проекты должны не пылиться на полках и залеживаться в папках, а работать и давать отдачу. Особенно если на них потрачены большие деньги.
Глава правительства посетил инновационно-технологический центр в Зеленограде, в котором познакомился с новейшими достижениями российской науки. Правда, с инновациями в привычном понимании они были связаны отнюдь не всегда. Например, Российский гуманитарный научный фонд порадовал премьера исключительно книгами на филологическую, историческую, археологическую и некоторые другие тематики. Путин стал листать книгу "Археология. Открытия европейской России - 1991-2004 годы" и тут же получил ее в подарок. А в книге "Средневековая Русь" он даже смог увидеть собственную фотографию. Снимок относился еще к 2004 году, когда Путин, будучи президентом, посещал раскопки в Старой Ладоге. Книгу изначально открыли на нужной странице, чтобы премьеру не пришлось долго искать свое изображение.
На стендах же Российского фонда фундаментальных исследований помимо книг красовалась модель черепа супруги Ярослава Мудрого. Ее изготовление стало возможным благодаря томографическим исследованиям оригинальных останков, находящихся в Софийском соборе в Киеве. Предмет особой гордости фонда - помощь в исследовательской работе на озере Байкал. В книге "Миры байкальских глубин" у Путина снова появилась возможность увидеть свою фотографию, на этот раз от 2009 года, когда он готовился к погружению на дно озера. Правда, эта книга была закрыта.
Особый интерес главы Белого дома вызвал стенд, представлявший средства защиты и шифрования информации. Поддержка фирмы "Анкад", выпускающей эту продукцию, зависит от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. "Меня звали работать в Америку в середине 90-х, говорили, у вас здесь ничего не получится. Уж очень Госдепартамент США не хочет подобных разработок в России, - делился с "РГ" гендиректор "Анкада" Юрий Романец. - Но я остался и работаю на родине". Сейчас разработки "Анкада" заказывают российские спецслужбы и органы госвласти, но исключительно для внутреннего пользования. "Хотя интерес за рубежом есть", - подтвердил Романец.
А вот к чему есть особый интерес у российского правительства - так это к разработкам по повышению энергоэффективности. Путин увидел особые беспроводные модели датчиков, которые контролируют потребление тепла в батареях. На основе их данных граждане платят за фактическое количество использованной электроэнергии, а не по установленной норме.
Еще более впечатляющими оказались новейшие медицинские технологии. Председателю правительства долго и подробно рассказывали об аппаратах диагностики и терапии заболеваний головного мозга и почек. Он и сам мог убедиться в достоверности услышанного, прикоснувшись к аппарату искусственной почки и карманным аппаратам, улучшающим кровообращение.
В общем, после всего увиденного Путину ничего не оставалось, как улучшить работу госфондов по поддержке науки. Пришлось снова обратиться к федеральному бюджету. Премьер пообещал выделить на эти цели в 2011 году 11 миллиардов рублей, потребовав, чтобы фонды не превратились в "мини-министерства" со всеми вытекающими из них ведомственными стандартами и шаблонами.
Помимо госфондов в финансировании некоторых инновационных проектов участвуют и частные соинвесторы. Улучив момент, глава "Группы ОНЭКСИМ" Михаил Прохоров обратился к премьеру с просьбой предоставить частникам соответствующие льготы. По его словам, это позволит и бизнесу, и государству более широко покрыть еще не охваченное поле. Путину идея понравилась, и он ее полностью поддержал.
Со своей стороны фонды тоже должны предпринять ряд шагов. Премьер призвал их вести максимально публичную деяте льность,чтобы не возникали разговоры, что деньги выделяются только на "свои" проекты близким фондам людям.
Кроме того, всегда есть опасность, что фонды профинансируют проект, а он в конечном счете окажется невостребованным. Поэтому Путин предложил разработать систему контроля за использованием результатов проекта. "Деньги истратили, результаты получили, а какие это результаты? - задал резонный вопрос председатель правительства. - Которые в папках, на полках? Или те, что работают в жизни и дают отдачу?"