21.12.2010 00:10
Общество

Александр Чубарьян: Главное, чтобы история России и Латвии не стала заложницей современной политики

Будет создана российско-латвийская комиссия историков
Текст:  Елена Новоселова
Российская газета - Столичный выпуск: №288 (5367)
Читать на сайте RG.RU

То, о чем последние несколько лет говорили историки, наконец произошло: на встрече президентов России и Латвии было решено создать совместную историческую комиссию. Возможно, что коллеги-историки смогут прийти к консенсусу в вопросе, который пока не под силу политикам: "СССР оккупировал Прибалтику или мирно присоединил?"

Прокомментировать предложение глав наших государств мы попросили директора Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна.

Александр Чубарьян: Вопрос о создании российско-латвийской комиссии историков ставился давно. Россия уже имеет соответствующую комиссию с Литвой. Она очень плодотворно работает несколько лет. Совсем недавно была встреча и с эстонскими историками, где решили создать такую же двустороннюю комиссию. До последнего времени латышские коллеги весьма скептически относились к нашим предложениям объединить работу. Речь, с нашей точки зрения, должна была идти о том, чтобы на высшем уровне обсуждать спорные вопросы истории. Некоторый опыт у нас был: мы провели две совместные конференции. Первая - вместе с немцами. Была посвящена событиям 1939-1940-х годов. Был и "круглый стол" российских и латышских историков на общие темы.

РГ: Сколько бы ни призывали ученые не смешивать политику с историей, последнее слово оказалось все же за политиками, президентами. Значит ли это, что заниматься чистой историей не получится?

Чубарьян: Важно, чтобы все, что замыслено, не превращалось в элемент политических спекуляций, чтобы история не стала заложницей современной политики. К слову, не только российские ученые, но и некоторые коллеги из Латвии, тем более из Литвы и Эстонии, поддерживают нашу точку зрения: надо избавить историческую науку от политических влияний и наоборот, чтобы политика не строила свои выводы на историческом материале.

РГ: Вы наверняка предвидите, какие вопросы на совместных заседаниях вызовут наиболее острую полемику?

Чубарьян: Это прежде всего тема предыстории и истории Второй мировой войны, ее последствий. Обязательно коснутся проблем колобарационизма как явления, которое еще раз было недавно осуждено на высоком уровне.

РГ: Вы, конечно, помните, какой бурный резонанс вызвала публикация российского историка Наталии Лебедевой, которая написала, что в 1940 году СССР "начал процесс оккупации и последовавшей за ней анексии Литвы и других стран Прибалтики"... Удастся ли найти общий язык по этой формулировке?

Чубарьян: У нас есть своя точка зрения на этот счет. Большинство российских историков придерживаются мнения, что оккупации не было. Недавно вышел второй том сборника документов "СССР и Литва" (в первом как раз и было опубликовано предисловие Лебедевой). Так вот во втором томе предисловие писали наши литовские коллеги и назвали процесс присоединения инкорпорацией. Эта формулировка мне лично больше нравится. Кстати, термин "инкорпорация" был употреблен в решении британского правительства сразу после событий 1939-1940 годов.

История