В серии "ЖЗЛ" издательства "Молодая гвардия" вышла новая биография культового американского писателя 50 -70-х годов Эрнеста Хемингуэя.
Ее автор - некто Максим Чертанов, неуловимый и загадочный писатель, ранее выступавший в соавторстве с Дмитрием Быковым. По версии Дмитрия Быкова, озвученном в одном интервью, под этим псевдонимом скрывается рыжеволосая молодая женщина по имени Маша. Но ходят слухи, что Максим Чертанов - это сам Дмитрий Быков.
Впрочем, кто бы за этим ни стоял, можно утверждать, что он написал очень важную и, в сущности, мифологическую книгу.
Первая биография Хемингуэя в серии "ЖЗЛ" вышла в 1970 году, в то время, когда во всех интеллигентских квартирах висели фотографии Папы, напоминавшего то ли работника научного института, то ли литератора, а то и вовсе геолога. Но Хемингуэй в книге Чертанова - это владелец вилл и яхт, охотник и турист, "рано списавшийся алкоголик", ведущий праздный образ жизни. И даже знаменитый свитер на фото - ручная работа от Dior - был выбран фотографом Юсуфом Каршем из огромного гардероба.
Это уже совсем другой человек, плохо уживающийся с созданным им самим образом. Читателю, плохо знакомому с биографией Хемингуэя и знающему лишь то, чего не знать о нем просто невозможно, эта книга откроет массу интересных и порой шокирующих подробностей. Чертанову чужд фрейдизм, он не примыкает к разным коалициям биографов, но старается прислушаться ко всем и сопоставить факты. Но тут и возникает серьезнейшая проблема - отыскать правдивый, доказуемый факт весьма и весьма трудно. Принцип айсберга, один из главных художественных методов Хемингуэя, похоже, применим и к его биографии. Много лжи с его стороны, противоречивые воспоминания друзей и родственников, до сих пор не полностью рассекреченные архивы - вот лишь некоторые препятствия на пути к правде о Папе.
Мы вряд ли когда-нибудь узнаем, существовал ли чемодан с ранними рукописями Хемингуэя, якобы украденный у его жены. Мы также не узнаем, действительно ли Хемингуэй принимал какое-то участие в партизанском движении времен Второй мировой или же его роль на военных сражениях сводилась к образу Пьера Безухова, шатавшегося по Бородинскому полю и мешавшего солдатам. Одно лишь мы знаем наверняка - "21 июля 1899 года у доктора и его жены родился сын Эрнест". Книга Чертанова призывает читателя заставляет работать самому, как и проза Хемингуэя. Писать о литераторе иногда полезно его же методами. Чертанов следует этому завету и в стилистике книги. Каждая глава носит название известного голливудского фильма. Этот прием узаконивается размышлениями о "голливудном" сознании Хемингуэя, проявившемся в нем как одна из черт американского национального характера. Сюжеты его романов и рассказов - всегда прекрасные темы для фабрики грез. XX век - эпоха краха американской мечты, выплеснувшаяся в чрезмерную жестокость, и без того свойственную любой юной культуре. Именно поэтому "Старик и море" - одно из любимейших произведений американцев. Старик знает, что рыба - друг, но убивает ее. Чертанов нашел в Хемингуэе глубинные черты американского самосознания. Его книга о мифах Хемингуэя стала поиском коренных американских мифов, не индейских, а родившихся в цивилизованной и благополучной стране. И Хемингуэй - воплощение этого тяжелого рождения, всегда влекущего чью-то смерть.