Комитет Государственной Думы по энергетике всерьез занимается вопросами энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Это касается как работы с правительством по принятию необходимых подзаконных актов, так и реализации заложенных в законе механизмов энергосбережения во всех областях экономики.
Как известно, неэффективное использование энергоресурсов - одна из главных проблем российской экономики. На тонну продукции в черной и цветной металлургии, химии и нефтехимии в России тратится в два раза больше энергоресурсов, чем в развитых странах, из тонны нефти производится в два раза меньше бензина, чем на Западе, удельный расход топлива на российских тепловых станциях в полтора раза выше, чем в Европе и Америке. И это не учитывая потерь в тепло- и электросетях!
С 1995 года в российском законодательстве присутствовал ФЗ "Об энергосбережении", который носил декларативный характер и не отражал существующую на местах систему мер по энергосбережению. Новую редакцию закона "Об энергосбережении" Госдума ждала от правительства РФ долго, а с началом проведения реформы электроэнергетики закон стал просто необходим. Достаточно сказать, что в федеральном законодательстве не просто отсутствовали необходимые положения об энергосбережении, но и существовал запрет на разработку регионального законодательства в этой области, в результате чего было отменено порядка десяти действовавших законов субъектов РФ в этой области.
Вот при таком положении дел в 2009 году в Госдуму был внесен проект закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В первоначальном виде проект содержал в основном нормы запрета и наказаний, однако после почти годичной доработки на стадии второго чтения с участием заинтересованных органов государственной власти, в первую очередь минэнерго и минэкономразвития, закон был принят.
Что можно сказать об этом нормативном акте? Если в первом чтении он представлялся законом об энергосбережении для ЖКХ, то окончательный его текст содержит очень большой потенциал норм государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Законом предусмотрен четкий график введения в действие норм в области энергосбережения.
На первом этапе это разработка региональных и муниципальных программ в области энергосбережения (в 2010 г.).
На втором этапе (до конца 2011 г.) - повсеместная установка приборов учета энергоресурсов и переход к взаимным расчетам и государственному тарифному регулированию на основе данных приборов учета, а не утвержденных нормативов потребления. В этот же период планируется введение управляющими организациями многоквартирных домов планов проведения обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенных перечнями, утверждаемыми органами государственной власти субъектов РФ, а также добровольных мероприятий в этой области.
Следующим этапом (до конца 2012 г.) должно стать повсеместное введение системы обязательных и добровольных энергетических обследований и составления энергетических паспортов жилых домов, предприятий и иных объектов экономики, компаний, органов государственной власти, учреждений и создание государственной информационной системы учета данных таких обследований в масштабе всей страны.
Закон предусматривает и иные новые механизмы повышения энергоэффективности и энергосбережения, например, энергосервисный контракт и его частный случай - энергосервисный контракт как составную часть договора купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов; систему мер государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; систему мер государственного контроля соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Поскольку одним из основных направлений регулирования ФЗ "Об энергосбережении..." является ЖКХ, то его концепция и ряд основных положений были реализованы принятым в июле этого года Федеральным законом "О теплоснабжении". Окончательный текст этого закона был подготовлен в весеннюю сессию рабочей группой Комитета Госдумы по энергетике при участии представителей минэнерго, Федеральной службы по тарифам, минэкономразвития и минрегионразвития.
Закон "О теплоснабжении" максимально вписывается в существующую законодательную базу, в нем сформулированы основные положения реформы теплоснабжения, которые должны сделать отрасль инвеcтиционно привлекательной, обеспечить безопасное гарантированное теплоснабжение. Реформа теплоснабжения, которая определена принятым законом, должна стать основой для последующего масштабного жилищного строительства, которое необходимо сегодня для преодоления дефицита жилья и роста объемов ветхого и аварийного жилого фонда.
Если ранее нормы, регулирующие деятельность этой жизненно важной сферы, были распределены в жилищном законодательстве, законе "Об электроэнергетике", градостроительном законодательстве, законодательстве о регулировании организаций коммунального комплекса, то сегодня все нормы собраны в одном, достаточно ясным языком написанном законе, и доступны для понимания как руководителей теплоснабжающих организаций и глав муниципалитетов, так и потребителей, простых граждан.
Особую актуальность принятию закона "О теплоснабжении" придало прекращение действия с января следующего года Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и необходимость сохранения законодательной базы регулирования тарифов в теплоснабжении. Отдельная глава посвящена регулированию тарифов в области теплоснабжения: описывается порядок определения и изменения тарифов на тепловую энергию и мощность, на услуги по передаче тепловой энергии, платы за подключение к тепловым сетям. В законе определен исчерпывающий список тарифов и платежей в области теплоснабжения. Из этого списка исключены инвестиционные надбавки - основной источник бесконтрольного роста тарифов в сфере ЖКХ.
По-новому формируются источники финансирования инвестиционных программ организаций теплоснабжения. Эти изменения должны остановить или уменьшить рост тарифов на теплоснабжение, сделать благодаря введению долгосрочных тарифов их рост предсказуемым.
Отдельная статья посвящена договорным отношениям между потребителями тепловой энергии и теплоснабжающими организациями. Договора теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии дают иные, отличные от тарифного регулирования виды взаимоотношений производителя и потребителя тепловой энергии.
Законом регулируются вопросы организации коммерческого учета тепловой энергии, порядка и мест установки приборов учета тепловой энергии, порядка учета и компенсации потерь в тепловых сетях и внутри многоквартирных домов. Определены основные положения отношений по развитию систем теплоснабжения, урегулированы вопросы вывода из эксплуатации тепловых установок, наделения ответственности по эксплуатации бесхозных тепловых сетей.
Сегодня стоит вопрос правильного понимания норм Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности..." и полноценной реализации его положений путем создания адекватной системы подзаконных актов. К сожалению, как обычно бывает, разработка этих актов задерживается. Так, например, случилось с обеспечением нормативного регулирования разработки к 1 августа этого года региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В то же время необходимо отметить, что наряду с регулированием в сфере ЖКХ, которое прописано достаточно подробно, в законе содержится ряд положений, лишь намеченных законодателем. Это касается мер по стимулированию использования возобновляемых и вторичных источников энергии, развитию использования газомоторного топлива, которые условно можно отнести к вопросам повышения эффективности использования энергоресурсов. Эти вопросы традиционно находятся в сфере деятельности Комитета Государственной Думы по энергетике.
Несколько лет на рассмотрении в Госдуме находится законопроект "Об использовании альтернативных видов моторного топлива", авторами было подготовлено несколько редакций законопроекта, ни у кого не вызывает сомнения необходимость его принятия, однако ведомственная разобщенность мешает подготовить действительно работоспособный закон.
Некоторые положения об использовании возобновляемых источников энергии содержатся в Федеральном законе "Об электроэнергетике", однако отсутствие необходимых подзаконных актов не позволяет реализовать эти положения в течение уже трех лет. Несколько лет назад в комитете обсуждалась концепция государственной программы развития малой энергетики и использования вторичных энергоресурсов. В настоящее время при комитете активно функционирует секция экспертного совета по малой энергетике. Одним из ключевых вопросов в этой теме является развитие когенерации электрической и тепловой энергии на источниках тепловой энергии (имеются в виду достаточно крупные котельные). Всеми признается энергетическая выгода дополнительной генерации электроэнергии при производстве тепловой. Однако, поскольку производство тепловой энергии относится к регулируемым видам деятельности, в законе "О теплоснабжении" необходимо предусмотреть включение в тарифы теплоснабжающих организаций затраты на создание мощностей по комбинированной выработке электрической и тепловой энергии.
К этой же теме относится использование местных и традиционных источников энергии, в первую очередь торфа и отходов лесоперерабатывающей промышленности. В течение ряда лет в комитете находится подготовленный к внесению законопроект "О торфе", в котором намечен ряд необходимых изменений в законодательстве, направленных на спасение российской торфяной промышленности, находящейся в критическом положении. Но незаинтересованность министерств не позволяет сдвинуть эту тему с мертвой точки. Необходимо также принятие законодательных норм, стимулирующих переработку торфа и древесных отходов в топливные пеллеты, которые широко используются в европейских странах. К вопросу эффективности использования каменного угля в электроэнергетике относится и вопрос переработки золошлаковых отходов.
В ноябре Комитет Госдумы по энергетике провел "круглый стол" "О развитии нормативно-правовой базы по реализации положений Федерального закона "Об энергосбережении...". Его участники рекомендовали комитету создать рабочую группу по разработке концепции законопроекта, регулирующего повышение эффективности использования энергоносителей и доработать законопроект "Об использовании альтернативных видов моторного топлива". А правительству РФ - в кратчайшие сроки принять нормативно-правовые акты, необходимые для реализации основных положений Федерального закона N 261-ФЗ "Об энергосбережении..." и Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении".