Кузбасские металлурги с гордостью подводят итоги уходящего года. Кризис с сокращением продаж, персонала, загрузки мощностей и серьезных убытков, похоже, остался позади. Итоги года явно указывают на быстрое восстановление одной из базовых отраслей Кузбасса. В этом году металлурги увеличили инвестиции в 7 раз в сравнении с кризисным 2009 годом, объем производства в отрасли вырос на 8% (к уровню 2009 года). Выпуск стали поднялся на 7,4%, чугуна - на 7,8%.
Эксперты и аналитики объясняют улучшение показателей повышением загрузки мощностей металлургических предприятий. Кузбасские металлурги вышли на полную мощность и фактически достигли докризисных 100 процентов.
- Возврат к докризисным показателям связан с восстановлением спроса и цен на мировом рынке, - отмечает губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Тем не менее сиюминутная выгода не выход в данной ситуации, поэтому кузбасские металлурги наращивают инвестиции и реализуют несколько прорывных проектов в рамках модернизации отрасли. Так, на Западно-Сибирском металлургическом комбинате завершается реконструкция мелкосортного стана, на Юргинском ферросплавном заводе введена в эксплуатацию вторая ферросплавная печь с энергосберегающей технологией.
На Новокузнецком металлургическом комбинате в ближайшие два года будет завершена реконструкция рельсобалочного производства.
- Модернизация позволит комбинату получить суперрельсы мирового уровня длиной до 100 метров и создать серьезную конкуренцию Японии. Тем самым мы сможем в перспективе расширить географию высокоскоростного движения в России, как между Москвой, Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом, где уже курсирует скоростной поезд "Сапсан", - убежден Тулеев.
Новокузнецкий металлургический комбинат сегодня производит 75 процентов общего объема выпускаемых в России рельс.
На предприятии уже введена инновационная система неразрушающего контроля. Это означает, что теперь не будет необходимости регулярно отправлять образцы рельсов в лабораторию, чтобы проверить их на излом или на разрыв. Техника видит рельсы насквозь. Геометрия рельс измеряется лазерами, все поверхностные дефекты обнаруживаются вихретоковым способом, внутренние дефекты обнаруживаются ультразвуковым контролем.
- Если раньше продукцию предприятия клеймили вручную, то теперь здесь, как в магазине, - каждый рельс имеет свой штрих-код, - отметил Аман Тулеев. - В нем указана не только дата и место выпуска товара, но даже код плавки. То есть если вдруг по каким-то причинам плавка оказалась некачественной, то всю партию можно без проблем определить и изъять из оборота.
По мнению Тулеева, новые высококачественные рельсы - это путь к модернизации основных транспортных магистралей российских железных дорог, так необходимых для экономики страны и Кузбасса, это гарантия устойчивой работы металлургического гиганта, сохранение рабочих мест и рост налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, подчеркнул губернатор.
По словам вице-президента "Евраз Групп" Алексея Иванова, на данный момент компания инвестировала в проект модернизации рельсобалочного производства 150 млн евро. Всего с учетом второго этапа, который уже стартовал и завершится к 2012 году, стоимость проекта составит 306 млн евро.
- Второй этап модернизации подразумевает наладку производства рельсов 100-метровой длины, сейчас стандарт - 25 метров, - отметил Иванов. - Мы готовы полностью обеспечить потребности компании РЖД в высококачественных рельсах, которые ранее железнодорожники закупали за рубежом. С учетом программы модернизации российских железных дорог потребности РЖД в новых рельсах будут возрастать.
- Мы отмечаем растущий спрос на рельсы улучшенного качества и большей длины на наших основных рынках и потребность в таких рельсах нашего основного покупателя - компании "Российские железные дороги". Для того чтобы удовлетворить этот спрос, мы инвестируем в модернизацию наших производственных мощностей, - убежден президент "Евраз Групп" Александр Фролов.
Говоря о производстве высококачественных рельсов, нельзя не отметить, что компания "Мечел", которая в Кузбассе владеет угольными и энергетическими активами, также реализует масштабный проект по строительству универсального рельсобалочного стана на Челябинском металлургическом комбинате, ввод в эксплуатацию которого намечен на конец 2011 года. Главной продукцией стана будут высококачественные железнодорожные рельсы длиной до 100 метров с применением самых передовых технологий по прокатке, закалке, правке, отделке и контролю качества. Закладываемые технические решения позволят производить продукцию, превосходящую мировые аналоги по ряду основных показателей, продиктованных климатическими условиями эксплуатации рельсов в России.
- Теперь очень важно в Новокузнецке начать строительство мощнейшей энергетической подстанции. Такая договоренность с компанией "Евраз Групп" уже есть. Цена вопроса - 3,1 млрд рублей. Строительство подстанции нам жизненно необходимо, без этого не будет дальнейшего развития города. Иначе мы просто не сможем дальше строить жилье, развивать производство, - подчеркивает в этой связи губернатор Тулеев.
Для развития металлургии кузбасские власти подтянули и федеральную программу развития моногородов. Так, например, значительно улучшилась социальная среда города Гурьевска, в котором находится Гурьевский металлургический завод.
Гурьевский металлургический завод работает в стратегическом партнерстве с компанией "Мечел", в рамках которого через сбытовую сеть "Мечел-Сервис" осуществляются продажи металлопродукции предприятия на внутренний рынок. Благодаря этому удалось полностью загрузить все производственные мощности, увеличить перечень выпускаемой продукции, расширить географию продаж, вновь начав поставки на рынки Казахстана, Киргизии, Монголии, Туркмении. В этом году коллектив завода планирует достигнуть самых высоких в истории показателей производства. ОАО "ГМЗ" в этом году сумел не только резко увеличить объемы производства, но и значительно повысить заработную плату, создать более 280 новых рабочих мест. В следующем году планируется комплексное обследование основных производственных мощностей для последующей реконструкции предприятия. И все это не может не радовать жителей Гурьевска, где завод является градообразующим предприятием.
Также в перечень моногородов, которым будет оказана господдержка, помимо угольных Прокопьевска и Ленинска-Кузнецкого будет включен город Таштагол (юг Кемеровской области). В рамках федеральной программы Таштаголу будет выделено 724 млн рублей. Средства господдержки пойдут на строительство линии электропередачи, которая даст возможность запустить разработку месторождения марганцевых руд.
- Для нас это очень важно, потому что два наших гиганта - Западно-Сибирский и Новокузнецкий металлургические комбинаты - сегодня работают на сырье, которое завозят из Казахстана и Украины, - объясняет Аман Тулеев. - Кроме того, введение линии электропередачи позволит построить новый современный цементный завод с экологически чистым производством, а также дальше развивать туризм в Горной Шории за счет строительства новых гостиниц, горнолыжных трасс, подъемников...
Учитывая уровень модернизации металлургического производства, Кузбасс готов подключиться и к строительству футбольных стадионов в рамках подготовки к чемпионату мира 2018 года.
Металлургическая отрасль уже отреагировала на известие о проведении чемпионата мира в России. Это благоприятно отразилось на акциях промышленных компаний, работающих в Кузбассе.
Аман Тулеев сожалеет, что по требованиям ФИФА нельзя провести матчи чемпионата в сибирских и дальневосточных регионах. Но есть очевидные плюсы и для Кузбасса - одного из крупнейших промышленных центров Сибири. Организация такого грандиозного спортивного форума - это дополнительные рабочие места в регионе, новые заказы, новые инвестиции.
- Выполняя задачи, поставленные руководством страны, металлургическая отрасль Кузбасса решает первоочередную задачу - повышает конкурентоспособности продукции, - считает кузбасский губернатор. - Наращивание металлургических мощностей в Иране, Ираке, Индии и Южной Корее может привести к сокращению кузбасского экспорта. Поэтому необходимо сокращать расходы по всей производственной цепочке - от горнорудных предприятий до выпуска готового металлопродукта, внедрять энергосберегающие технологии, а также повышать энергоэффективность производства.