22.12.2010 00:10
Экономика

Николай Николаев: Развитие инновационной экономики обеспечит конкурентоспособность российской продукции

тормозит развитие НИОКР в энергетике
Текст:  Елена Шмелева
Российская газета - Экономика: Энергетика №289 (5368)
Читать на сайте RG.RU

Руководством страны поставлен ряд важных задач по инновационному развитию экономики России, внедрению энергоэффективных технологий в топливно-энергетическом комплексе, повышению результативности работ по энергосбережению. Своим мнением на этот счет делится Николай Николаев - руководитель подкомитета по инновациям Комитета по энергетической политике и энергоэффективности РСПП.

Николай Михайлович, насколько инновационное развитие важно для энергетической отрасли, ведь она традиционно считается инертной?

Чтобы достичь конкурентоспособности российской продукции и услуг на внутреннем и мировых рынках, необходим переход от сырьевой к инновационной модели экономического роста, что предусматривается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Уверен, что помимо инновационного, сегодня нет иного пути для успешного воспроизводства минерально-сырьевой базы, снижения себестоимости нефте- и газодобычи, развития транспортных систем, расширения наших позиций на мировых энергетических рынках и обеспечения поступательного развития страны.

Существует мнение, что нефтегазовый сектор консервативен и сдерживает развитие новых технологий. Действительно, его основа закладывалась в 50-х годах прошлого века, когда разрабатывались богатейшие месторождения. Сегодня же все чаще можно слышать о том, что запасы углеводородного сырья истощаются. К сожалению, это неизбежно. Все меньше становится "легкой" нефти не только в смысле ее состава, но и трудовых затрат для ее добычи.

Есть такое понятие КИН - коэффициент извлечения нефти. В среднем по России он составляет около 40%. То есть 60% нефти остается в недрах. На некоторых месторождениях, например, в Волгоградском регионе, КИН доходит до 70% - это один из самых высоких показателей по России. Так вот, если повысить коэффициент хотя бы на 1 %, это сопоставимо с открытием нового месторождения. Поэтому в выигрыше сегодня оказываются те компании, которые успешно внедряют инновационные технологии, позволяющие работать с трудноизвлекаемыми запасами.

Кто здесь имеет преимущество: крупные или мелкие нефтяные компании?

Крупные компании имеют больше финансовых возможностей для привлечения к работе крупных научных центров или создания собственных. Однако внедрение новых технологий в больших компаниях занимает большее время и происходит сложнее, чем в малых, которые способны более гибко реагировать на все новое. Они могут многое "на лету" подхватить и тут же применить на практике. Поэтому инновационные технологии в малых нефтяных компаниях чаще находят воплощение. Кроме того, нефтяным гигантам не всегда есть смысл заниматься месторождениями с трудно извлекаемыми запасами. А у малых компаний, основывающих свою деятельность как раз на современных инновационных технологиях, такая возможность есть.

В целом, осознание необходимости внедрения инноваций пришло во все предприятия отрасли. Повсеместно растут объемы финансирования научно-технических работ, которые в некоторых компаниях составляют миллиарды рублей, разрабатываются сотни новых тем. В этом направлении в нефтегазодобыче сегодня решаются две основных задачи. Во-первых, необходимо

адаптировать передовые мировые технологии к российским условиям добычи и переработки, а во-вторых, поставить "на поток" разработку и внедрение собственных технологий.

Какие передовые технологии уже внедрены?

Тепловые и газовые методы увеличения нефтеотдачи пластов занимают сегодня ведущие места в мире по объемам дополнительной добычи нефти. Для реализации такой технологии создан инновационный технико-технологический комплекс парогазового воздействия. Эта уникальная технология позволяет получать ряд новых эффектов, синергетически увеличивающих общие положительные результаты воздействия и кратно снизить начальные капитальные вложения и эксплуатационные затраты. Кроме того, разработана и освоена защищенная патентом РФ технология повышения нефтеотдачи пласта путем попеременной закачки в пласт воды и газа. Данное решение позволяет повысить нефтеотдачу пластов с 15 до 30% и более.

Стоит сказать и о наиболее прогрессивном и перспективном методе для стабилизации добычи нефти в условиях обводнения пласта - применении реагента РИТИН-10, который представляет собой композицию полимерных веществ. При смешении РИТИН-10 с водой образуется полимер-гелевая система без введения дополнительных компонентов. Применение полимерно-гелевых реагентов способствует увеличению отбора нефти и повышает конечный коэффициент нефтеизвлечения. Кстати, интерес к этой разработке проявляют не только российские недропользователи. В частности, РИТИН-10 используется нефтяной компанией Омана.

В последние годы ведется активная разработка одного из самых перспективных направлений в нефтегазодобыче - технологии термогазового воздействия на залежи Баженовской свиты, имеющей колоссальный промышленный потенциал, так как там сосредоточены огромные, еще не разведанные запасы высококачественной нефти. При использовании традиционных методов разработки степень извлечения углеводородов всего 3-5%. Освоение и масштабное применение новой методики позволит увеличить степень до 30-40%. А это значит, что через десяток-другой лет баженовская нефть может стать основным источником налогов в бюджет страны. Оборудование в настоящее время проходит апробацию на Средне-Назымском месторождении в Ханты-Мансийском автономном округе.

Известно, что энергозатраты в процессе нефтедобычи крайне велики и составляют немалую долю в себестоимости нефти. Тарифы же на электроэнергию постоянно растут. Существуют ли на сегодняшний день новые методики повышения энергоэффективности производства?

Да, и один из наиболее интересных проектов - выпуск нового поколения высокоэффективных электроприводов на основе вентильных электродвигателей в скважинных глубинных наносах. Сегодня уже более 450 таких установок работают на скважинах в России, Казахстане, Германии, Канаде.

По сравнению с асинхронным приводом вентильный двигатель благодаря более высокому КПД позволяет снизить энергозатраты от 25 до 60%. Сейчас в Татарстане организуется производство этой инновации.

Внедрение новых технологий требует немалых вложений. Находят ли нефтегазодобывающие компании поддержку у государства?

Конечно, нефтяные компании разрабатывают и внедряют новые технологии, в первую очередь, на собственные средства. Также, в соответствии с правительственными решениями, предполагается использование государственных средств для создания новой техники и технологии для добычи нефти. В частности, госкорпорация "РОСНАНО" финансирует перспективные разработки в сфере нанотехнологий. И сегодня многие нефтяные компании в сотрудничестве с ней уже готовы пустить новые интересные проекты.

Считаю, что стратегическая функция планирования и стимулирования инноваций должна принадлежать государству, поскольку участники рынка каждый в отдельности не в состоянии анализировать и планировать долгосрочное развитие всей экономики.

Вместе с тем действующая система налогообложения не стимулирует инвестиции в НИОКР. В результате по расходам на НИОКР Россия отстает от США в 17 раз, ЕС - в 12, Китая - в 6,4, Индии - в 1,5 раза.

Очевидно, что на рельсы инновационного развития наша экономика встанет тогда, когда бизнесу будет выгодно вложение денег в инновации.

А пока это не так. Сегодня существует острая необходимость совершенствования системы поддержки инновационных предприятий, внедрения продуманных государственных мер по поощрению расходов на НИОКР с помощью налоговых механизмов. Действующее законодательство не позволяет в полной мере учитывать затраты на НИОКР при исчислении налога на прибыль. Важно также изменить порядок учета интеллектуальной собственности, включая учет затрат на НИОКР при определении первоначальной стоимости нематериальных активов. Кроме того, именно сейчас назрела острая необходимость введения льготного режима налогообложения месторождений с трудноизвлекаемыми запасами.

Эти и другие преференции могут стать стимулом к созданию эффективной инновационной среды в отрасли.

Нефть и газ Инновации