22.12.2010 00:25
Культура

В прокат выходит комедия "Турист" с Джоли и Деппом в главных ролях

"Турист" реабилитирует Джонни Деппа и потрясает красотой Анджелины Джоли
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №289 (5368)
Читать на сайте RG.RU

Сюжет комедийного триллера "Турист" сражает наповал столь наглой нелепостью, что ее принимаешь как условия игры и охотно прощаешь. Это сигнал: нужно расслабиться и получать удовольствие.

А ведь есть от чего. Сногсшибательно сексуальная и при этом загадочная красотка (Анджелина Джоли). Харизматичный актер в роли скромняги, который претерпит ряд волшебных изменений милого лица (Джонни Депп). Мало? Тогда в придачу - мистическая Венеция, снятая с максимально возможным разнообразием.

Все они, включая Венецию, будут играть не ту роль, какая мерещится зрителям. Нас вызывающе водят за нос, с нами откровенно играют, как кошка с мышкой, нас дурачат и мистифицируют. Посмеиваются над зрительской страстью к лихим погоням и доводят эту лихость до абсурда. Иронизируют над фирменными гонками по крышам и карнизам, над романтикой гангстерской невозмутимости и над поцелуем в диафрагму. Нам предлагают предельно огламуренный коллаж из мотивов любимых картин с Одри Хепберн, Гэри Купером и Шоном Коннери, и на это не может не откликнуться синеманское сердце. "Вы просите песен? Их есть у меня!" - утверждают авторы. Песен у них не меньше, чем карнавальных масок в старой Венеции.

Американская критическая мысль откликнулась на кутерьму "Туриста" сурово. Это кино не для критиков, которые всё видели и теперь подсчитывают с калькулятором повторы. Это кино для зрителей, которые не склонны блуждать в артхаусных лабиринтах, а жаждут простого, захватывающего и упоительного, как детский конструктор. "Мне хотелось сделать фильм, на котором откидываешься на спинку кресла и пару часов наслаждаешься жизнью" - объясняет режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк. Тот самый фон Доннерсмарк, который несколько лет назад сделал, по признанию церемонии "Оскар", лучший неамериканский фильм сезона "Жизнь других".

Эта "Жизнь других" была другой. Это рассказ о Штази - восточногерманском "большом брате", всевидящем и всеслышащем. Рассказ серьезный и психологически многослойный. Критическая общественность ждала продолжения таких смелых прорывов режиссера в социально-политические проблемы. И дождалась авантюрно-криминальной комедии в духе Фрэнка Капры. Комедия была бы старомодной, если бы не шикарный цвет, шикарный звук и, по-видимому, шикарный бюджет.

Анджелина Джоли здесь в роли агентессы на головоломном задании. Джонни Депп - в роли шляпы-туриста и, по совместительству, провинциального Казановы, который по ходу дела будет работать, как клоун под куполом цирка, показывая чудеса комического эквилибра. А Венеция - в роли Венеции, где нужно флиртовать и влюбляться.

Задача Венеции - ослепить и запутать нас в паутине каналов, мостов и тайн. Задача Джоли - быть неотразимой, и она обворожительна каждую секунду пребывания на экране. Задача Деппа - водить нас за нос, и он делает это с присущим ему бесшабашным юмором. Этот актер, который во времена "Сонной лощины" и особенно "Пиратов Карибского моря" был звездой номер один, в последние годы усилиями своего друга режиссера Тима Бертона стал маской - так размалеванной, что сам Депп утонул в гриме и актерски потускнел. Даже начинало казаться, что мы сильно промахнулись в своих ожиданиях. В "Туристе" он берет реванш за эти наши сомнения. Он снова идеальный актер авантюрно-хулиганского жанра, имеющий конкурентов, но не имеющий аналогов.

Этот фильм - пример того, какую ключевую роль играют в кино ум и вкус. Потому что для пошлости здесь есть полный джентльменский набор, включая полчища "богов из машины", в нужную минуту спасающих сюжет и героев. Но авторы и актеры "Туриста" умны, ироничны и азартны, и это позволило им пройти над пропастью с профессиональным достоинством и артистизмом. Если развинтить этот монолит на составные части, то критики фильма будут правы: нелепость на нелепости сидит и нелепостью погоняет. Только делать этого не нужно - не для того свинчено. Критики, в частности, тут же заметили несминаемость гламурных туалетов Джоли: ее платья безупречно выглядят даже после бешеного бобслея на венецианских мотоскафо между каналами и трассирующими пулями. Когда-то они так же потешались над безупречностью прически Джеймса Бонда после смертельного "экшн". Но будем справедливы: если бы Коннери потерял в кулачном бою свой галстук, а Джоли в гонке порвала немыслимый прикид от Коллин Этвуд, зрители им этого бы не простили.

Мировое кино