24.12.2010 00:17
Культура

Фильм "Кочегар" удостоен награды отечественных киноритиков

Фаворитом критиков вновь оказался фильм Алексея Балабанова
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №291 (5370)
Читать на сайте RG.RU

Идеи шагают по планете: американская кинопремия "Золотой глобус", вызвав нездоровую зависть наших кинокритиков, тринадцать лет назад родила побочного сына по имени "Белый слон" - своего российского близнеца.

И каждый раз этот "Слон" демонстрирует редкую устойчивость своих предпочтений. Хотя распределяются "Слоны" в ожесточенных боях: идут долгие подковерные баталии, гремят истерики, петербургский критический клан идет войной на московский, заявляя протесты и грозя выходом из организации. В результате слоны всегда отдают то "Морфием", то "Грузом 200".

И вот эта славная традиция подкреплена свежим решением критиков: триумфатором года вновь стал Алексей Балабанов  - теперь с "Кочегаром". Он взял "слонов" за режиссуру, за "вещественное оформление" и за лучший фильм.

Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию из номера

Что можно сказать о случившемся? Ничего нового. Критики уныло однообразны в своей убежденности, что при наличии одного питерского режиссера все остальное кино можно закрыть. Балабанов, я готов это признать, на сей раз изменил себе и сделал картину, способную вызвать сочувствие к ее герою - это для художника цинического склада несомненный прогресс. Но "Кочегар" все-таки не событие года. Это сильно, с натуры сделанная зарисовка нравов распавшегося общества, где человека можно зарезать просто потому, что дочка попросила. Метафора страшная, она фиксирует полное расчеловечивание общества. Но по исполнению - все-таки этюд, снятый как бы между делом, не очень тщательно и малой кровью. В фильме 2003 года "Старухи" Геннадия Сидорова о том же сказано неизмеримо глубже. 

Между тем профессионально, а не кланово ориентированные критики могли бы оценить, к примеру, одну из реально лучших картин года - "Брестскую крепость" Александра Котта. Где трагедия народа, брошенного Сталиным в топку войны, передана лаконично и емко, с абсолютным погружением в эпоху, с ныне редкой способностью режиссера посвятить картину не демонстрации своего таланта, а раскрытию причин народной трагедии и истоков мужества. Но режиссер был обречен на невнимание критической массы уже в тот момент, когда публично признался в верности художественным традициям советского кино. Критики такое не прощают. Они сделали вид, что одной из лучших картин года не было вообще.

Из других решений многие предсказуемы: за критиков все давно решили мировые кинофестивали, осталось повторить их вердикты. Актеры фильма "Как я провел этим летом" Григорий Добрынин и Сергей Пускепалис, совсем как в Берлине, снова по-братски разделили премию за лучшую мужскую роль. Оператор того же фильма Павел Костомаров, как в Берлине, взял приз за лучшее изобразительное решение. Австрийская "Белая лента", как в Канне, была признана лучшей - среди зарубежных фильмов нашего проката. И, совсем как в Венеции, критики дружески похлопали по плечу "Овсянок", по достоинству оценив литературный материал фильма работы Дениса Осокина. Лучшая мужская роль второго плана была найдена в фильме "Утомленные солнцем-2" - ее сыграл, кто бы спорил, Евгений Миронов. С женскими ролями в этом году напряженка, найти реальных победителей здесь нелегко, поэтому победили нереальные - Ольга Демидова в "Обратном движении", Юлия Пересильд в "Крае" и Рената Литвинова в "Мелодии для шарманки". Про жанры документалистики и анимации намеренно не упоминаю: давно ясно, что премии в этих жанрах у нас всегда присуждают не глядя. В такой же мере бесполезно ориентироваться на мнение кинокритиков в области музыкального искусства: из всех киномузык они почти всегда премируют худшую. Так и на этот раз самая настырная, навязчивая, въедливая и бесталанная попевка Валерия Дидюли к тому же "Кочегару" признана лучшей, а, скажем, блестящая композиторская работа Людмилы Гурченко в музыкальном фильме "Пестрые сумерки" не попала даже в номинации.

Единственное отважное решение критических экспертов, которому можно аплодировать, - это признание лучшим игровым дебютом картины известного документалиста Сергея Лозницы "Счастье мое". Таким образом, в сомнениях относительно русофобии этого, на самом деле просто честного, фильма критики ясно заявили свою позицию.

Кино и ТВ