Этому решению Коллегии Счетной палаты предшествовала пресс-конференция аудитора Сергея Агапцова, о которой писала "Российская газета" (см. номера за 15.12.2010 и за 20.12.2010). После Коллегии мы встретились с Сергеем Агапцовым и обменялись мнениями по поводу акта проверки специалистами Счетной палаты Пушкинского музея-заповедника "Михайловское".
Личное впечатление: Агапцов - опытный, компетентный, доброжелательный. Специалист высокого класса. Он дал мне возможность посмотреть акт проверки Пушкинского заповедника.
Свидетельствую: это добросовестная работа. Названы не только имеющие место недостатки и нарушения в работе заповедника. Специалисты Счетной палаты уделили немалое внимание непростым отношениям заповедника, администрации Пушкиногорского района и районной прокуратуры, усилиями которой музей-заповедник был исключен из числа организаций, разрешающих или запрещающих строительство на землях, прилегающих к его территории. Та же районная прокуратура, даже не разобравшись в существе претензий Счетной палаты к заповеднику, уже выписала директору музея Георгию Василевичу строгое предписание с требованием отчитаться "о целевом использовании зданий на территории усадеб музея", предоставить "правовую документацию по строительству жилых домов на территории усадеб музея-заповедника". Эта небывалая оперативность местных прокурорских работников, уже преследовавших ранее Георгия Василевича (дело было закрыто за отсутствием состава преступления), дала нам некоторые основания предположить, что вся эта история - рецидив прежней.
Личная встреча с аудитором Счетной палаты Сергеем Агапцовым, изученные документы проверки, которая, кстати говоря, проводилась в соответствии с планом и по просьбе дирекции заповедника,- убедили нас: действия Счетной палаты никак не связаны с инициативами прокурорских работников Псковской области. Я сказал об этом Сергею Анатольевичу Агапцову и обещал ему написать об этом в газете. Что и делаю.
Теперь о другом. Сегодня министерство культуры вместе с Пушкинским заповедником интенсивно работают над созданием документа, который бы придал "Михайловскому" статус Достопримечательного места с установленными охранными зонами. Этот документ должен быть утвержден правительством РФ для того, чтобы спасти заповедник. Кто и что ему угрожает?
Дачное некоммерческое партнерство "Пушкиногорье" - так называется эта тихая и ласковая организация. Любому, кто зайдет на ее сайт в Интернете, будет предложена следующая информация. Цитирую. "Садоводство "Пушкиногорье" расположено на берегу реки Сороть (первая прибрежная полоса с выходом к реке) напротив Пушкинской усадьбы в Михайловском с видом на дом Пушкина. До исторической усадьбы Ганнибала в селе Петровском всего полкилометра. Общее количество участков - 439. Участки поделены на группы, соответственно площади (категории). Так, участков по 6 соток 109 шт., участков по 15 соток - 312 шт. И нестандартных участков по 20-30 соток - 17 шт."... Далее следует указание цен за каждый из участков.
Что это такое? А это и означает реальную смерть знаменитого на всю Россию ландшафтного заповедника "Пушкинские горы". Представьте себе, что с крыльца дома поэта, где теперь вы можете пока еще видеть заросший берег Сороти, сочные луга, медленно поднимающиеся на пригорок с начинающимся сосняком,- вы видите не все вот это, а 439 домов, коттеджей, трехэтажных хоромин с гаражами, банями и бассейнами. Вместо того, чтобы смотреть на то, что видел Пушкин, вы будете лицезреть ЭТО.
Не преувеличиваем ли мы опасность?
Нет, не преувеличиваем. Она уже стучится к нам в дверь. В буквальном смысле слова. Не так давно в дом к директору заповедника безо всякого приглашения пришли трое "инвесторов", попытавшихся уговорить его дать согласие на все это безобразие и не поднимать шума, когда начнется активная фаза строительства. Он "инвесторам" отказал. Будут ли они вежливыми, когда придут к нему во второй раз? И почему вот это до сих пор не заинтересовало псковскую районную прокуратуру?