Почему желтую прессу, в которой появляются сомнительные сенсации и душещипательные или душераздирающие подробности из жизни известных личностей, называют именно желтой? Вы никогда об этом не задумывались? Почему выбран именно этот цвет? Ведь сам по себе он не означает ничего сомнительного или лживого, цвет как цвет - однако с ним сегодня почему-то устойчиво ассоциируются непроверенная информация или заведомая ложь!
У всякого такого выражения должна быть своя история. Есть она и у желтой прессы.
Известный писатель, ученый Айзек Азимов в книге "Слова в истории" напоминает, что в конце XIX века газеты, не имея конкурентов в лице радио и телевидения (а также, замечу, Интернета), были основным средством информирования общественности обо всех происходящих в мире событиях. Газеты боролись друг с другом всеми доступными средствами, честными и не очень. А лучшее средство, как известно, - опубликовать сенсацию, пусть даже не вполне проверенную. В Нью-Йорке ведущие газеты соревновались друг с другом, печатая на своих страницах самые что ни на есть отвратительные материалы о сексе и преступлениях.
Но в самом конце XIX века появился новый способ привлечь внимание публики: цветная печать. Цветные заголовки легко привлекали читательские взгляды, такие газеты распродавались гораздо быстрее. Нью-йоркская газета "Уорлд" пошла еще дальше: она каждый день стала печатать на первой странице комиксы, нарисованные художником Аутколтом. Героем был мальчик, который наблюдал за какими-нибудь сценками из городской жизни и тут же саркастически комментировал их - естественно, используя все возможные сленговые выражения! Эти комментарии печатались на его бесформенной одежде, а одежда была обычно ярко-желтого цвета, так что комиксы получили название: "Желтый мальчик".
И тогда в другой газете, "Нью-Йорк джорнал", решили сделать ответный шаг - основать цветное приложение и переманить в него Аутколта. Сказано - сделано. Однако "Уорлд" продолжала печатать "желтого мальчишку", нарисованного уже другими художниками. Рассказывают, что в соперничестве двух "желтых" изданий использовались все мыслимые и немыслимые приемы. Результат?
Выражение желтая пресса стало употребляться с тех пор с целью обозначения политики печатных изданий, которые используют любую сенсацию, даже самую жестокую и неправдоподобную, ради привлечения читателя и само собой получения прибыли.