"Меня зовут Пола, мне 91 год, и я хочу жить дома, с дочкой, а не в пансионате для престарелых", - говорит улыбающаяся белозубой улыбкой весьма пожилая дама, жительница Колорадо.
Оказывается, вполне реально предоставить ей и ее ровесникам такую возможность, притом не обременяя близких постоянными обязанностями сиделки.
Линия жизни
Помощь Поле пришла из маленького городка Фрэмингэма, расположенного в 20 милях от Бостона, штат Массачусетс. Здесь находится один из центров управления программой "Линия жизни". За центром "закреплено" 750 тысяч пациентов, средний возраст которых 82 года.
Технологии, программное обеспечение, необходимое оборудование - все это разработка компании Philips. Один из мировых лидеров в производстве сложнейшей диагностической и лечебной техники все больше внимания уделяет технологиям "медицины на дому".
"Это осознанное решение, - поясняет Уолтер ван Куйен, руководитель подразделения "Домашняя медицина". - Общая проблема всех развитых стран - стареющее население. Доля работающих уменьшается, пенсионеров - растет, как и затраты на их лечение. Привычная до недавнего времени модель - стационарное лечение, постоянное пребывание в домах престарелых тех, кто уже не может себя обслуживать, - становится все дороже. Уже сегодня 75 проц. бюджета здравоохранения США тратится на поддержание здоровья хронических больных. Не далек момент, когда ни одна национальная система здравоохранения не сможет позволить себе подобные траты. Поэтому мы считаем, что будущее - за медициной на дому".
Впрочем, экономический эффект организации удаленной помощи пожилым - не единственная причина программы "Линия жизни". Старики во всем мире одинаковы: они хотят оставаться в родных стенах, рядом с детьми и внуками, переезд в социальное учреждение, даже самое комфортное, их пугает. Но и быть обузой близким они тоже не хотят.
Госпиталь на дому
Стены центра в Фрэмингэме сплошь увешаны портретами улыбающихся стариков. Это - клиенты центра, которых здесь положено знать в лицо. Замечаю, что далеко не у всех такие же безупречные - сделанные - улыбки, как у Полы. Помня о том, насколько дорога в США стоматология, делаю вывод: значит, услуги удаленного патронажа доступны не только состоятельным американцам, но и людям с более скромными доходами.
Собственно, это подтверждает и Пол Бромберг, гендиректор подразделения: "Стоимость наших услуг - от 38 до 50 долларов в месяц. Есть прямые контракты, когда платят сами пациенты или их дети, но у многих медицинский патронаж входит в страховую программу - медучреждениям этого выгодно.
Главная идея проекта - обеспечить постоянный контроль за состоянием человека, чтобы успеть немедленно среагировать, если организм даст сбой".
В Фрэмингэме работает колл-центр, его операторы -- на круглосуточной связи с пациентами. Любой может позвонить и получить консультацию. Ему напомнят, какие лекарства и когда надо принимать, проконтролируют давление, пульс, температуру. Простая в обращении аппаратура для такого мониторинга предоставляется каждому пациенту. Если есть специфические заболевания, допустим диабет, организован и регулярный сбор дополнительных анализов. Если возникает необходимость, оператор связывается с лечащим врачом, в экстренных случаях подключает заранее давших согласие соседей и вызывает "скорую".
Пациента защищает и уникальный датчик. Это легкий пластиковый брелок, который вешается на шею. Он не боится влаги - его не нужно снимать, принимая душ. Поэтому вмонтированная в него "тревожная кнопка" всегда под рукой. Если что-то случается - например, пожилой пациент упал и не может подняться, он нажимает на кнопку, и помощь прибывает в считаные минуты. Любопытно, что "умная" штуковина, если хозяин упал и потерял сознание, через несколько секунд срабатывает сама. Если же эту "няню" уронить случайно - ложной тревоги поднимать не станет.
Сколько стоит забота
Такая система, с одной стороны, разгружает дорогостоящую скорую помощь, персональных врачей и стационары. И экономит кучу денег. А с другой - позволяет постоянно держать "руку на пульсе" у каждого пациента.
Напомним, в России, по разным оценкам, от 10 до 30 процентов звонков по 03 - это ложные вызовы. Звонят старики, которым действительно плохо, но это "плохо" к медицинской, тем более экстренной, отношения не имеет. Им просто нужно выговориться, пожаловаться, получить толику сочувствия. И койки в наших больницах тоже слишком часто используются как социальные - хронически больной может лежать и неделю, и больше, хотя интенсивной терапии ему не проводится.
Те же проблемы, оказывается, есть и в странах, где здравоохранение развито на порядок лучше, чем у нас. Во всяком случае, внедрение системы удаленного наблюдения за пациентами, говорит Уолтер ван Куйен, позволило сократить посещение госпиталей на 70 проц.
Сижу у монитора, по которому бегут телефонные номера, имена клиентов, их адреса. Наблюдаю, как работает оператор. Его зовут Питер, ему около 40, и он в Фрэмингэмском центре уже пять лет. Знает свой "контингент" наизусть. В паузах между поступающими звонками набирает "своих" сам. Говорит медленно, четко и даже тембр голоса специально повышает - чтобы старики лучше слышали. В день здесь раздается 35-40 тысяч звонков. В пиковое время звонят одновременно 80-100 пациентов. 95 процентов обращений - рутинные. И лишь в 5 процентах речь действительно идет о жизни и смерти пациента.
Но результат - потрясающий. Из 56 тысяч человек, проходивших постоянное лечение в стационаре, которым была предложена программа мониторинга на дому, лишь 26 человек предпочли вернуться в больницу. "Они не чувствуют себя одинокими и беззащитными, - говорит Питер. - Они звонят мне в любое время, и, если что-то случается, звонят мне раньше, чем собственным детям. Знают - я рядом, я помогу".
В очередном проекте Philips, как обычно, полностью соблюдается основной принцип компании: "Разумно и просто".
Изучением программ, подобных программе "Линия жизни", занимались, в частности, в департаменте соцзащиты Московского правительства. Планы по проведению подобного эксперимента вроде бы есть, но никаких конкретных сроков нам, увы, не назвали.