После сдачи в эксплуатацию новой трассы в объезд Полазны жители деревень Пеньки и Константиновка вынуждены добираться домой пешком. Междугородние автобусы перестали заезжать в эти населенные пункты.
Этой осенью в Добрянском районе торжественно ввели в эксплуатацию шестикилометровый отрезок трассы Пермь-Соликамск, построенный в объезд Полазны. В начале обхода дорожники установили информационный знак, указывающий направления движения.
- Во-первых, это безопасность для жителей, потому что транзитный транспорт сейчас выведен из этих населенных пунктов, - отметил на открытии трассы Олег Чиркунов. - Во-вторых, это безопасность для водителей, потому что есть разделительная полоса, что исключает лобовые столкновения. В-третьих, это улучшение экологической ситуации.
Когда же фанфары отгремели, местные жители столкнулись с неожиданной проблемой. Как оказалось, выезд на новую дорогу со стороны старого шоссе, проходящего через Полазну, Пеньки и Константиновку в сторону Добрянки, перекрыт. Движение устроено так, что старая трасса, проходившая через эти населенные пункты, - с односторонним движением. Со стороны Добрянки к ним добраться можно, но, чтобы вернуться обратно, необходимо сделать крюк протяженностью 15 километров. Автобусы Добрянка-Пермь в краевой центр едут по прежней дороге, а обратно везут пассажиров по новой трассе, не заходя ни в Пеньки, ни в Константиновку.
- Это самое неприятное, что автобусов не стало, - говорит Татьяна Кротова, глава деревни Пеньки. - Практически все наши жители работают либо в Полазне, либо в Перми. Утром-то мы нормально уезжаем на добрянских автобусах, а обратно нас довозят только до полазненского автовокзала. И приходится идти пешком четыре километра до дома.
Местные власти пустили свой автобус, но он отправляется из Полазны в 17 часов - в это время люди еще работают. Недавно Татьяна Кротова возила своего внука в пермский цирк. Добравшись вечером до Полазны, она была вынуждена с маленьким ребенком по морозу пройти четыре километра. Так же по вечерам добираются домой и остальные жители деревень.
Поскольку магазинов ни в Пеньках, ни в Константиновке нет, людям приходится покупать продукты в Полазне, а обратно тащить все на себе. Пешком они возвращаются и из больницы.
Единственная в Пеньках первоклассница, ученица полазненской средней школы, обычно возвращается домой на специальном школьном автобусе, но, если девочка задержится, транспорт ее ждать не станет. С трудом добираются домой в Пеньки и два студента, обучающиеся в пермских вузах.
Сейчас перед въездом в Полазну установлен знак, указывающий, что сразу за поселком водителей ожидает тупик. Но многие автомобилисты по привычке едут в сторону Добрянки по-старому и выезжают прямиком на встречную полосу новой дороги.
Как сообщили "РГ" в добрянском ГИБДД, прямой выезд из деревень в сторону Добрянки перекрыт во избежание аварий. По уверению милиционеров, они целую неделю стояли на этом отвороте и объясняли тем, кто по привычке хотел проскочить старым путем, что надо двигаться в объезд, по новой трассе, которую для этого и построили. К административной ответственности, заявили в ГИБДД, не был привлечен ни один водитель.
В администрации Полазны корреспонденту "РГ" пояснили, что с местными властями никто проект объезда не согласовывал. Хотя со строительными документами ознакомили. Полазненский муниципалитет направил дорожникам замечания на нескольких листах, но на них внимания не обратили.
- Мы вносили предложения, чтобы сделать три развязки, - говорит Валентина Лукашева, главный архитектор Полазненского городского поселения. - Перед въездом в Полазну должен быть разворот на Демидково. Вторая развязка необходима на кольце, где разъезд на Чусовой и Соликамск, и третья планировалась на выезде на новую трассу от деревень Пеньки и Константиновка.
От непродуманных решений страдают не только жители Пеньков и Константиновки, где проживают около 50 человек. Жители сельской части поселка Полазны и деревни Нижнее-Задолгая, а это порядка 500 человек, тоже лишились автобусов. И хотя, в отличие от пеньковцев и константиновцев, ходить пешком от полазненского автовокзала им гораздо ближе, но совершать километровые пробеги по уральским морозам людям не очень хочется.
Виктор Плюснин, председатель комитета по политике развития территорий и общественной инфраструктуры Законодательного cобрания Пермского края:
- Первоначально при выезде на трассу планировалась двух-уровневая развязка стоимостью 250 миллионов рублей. Но выяснилось, что движение по старой дороге станет небольшим, и от строительства отказались. Однако люди остаются недовольны существующим положением дел. Чтобы разрешить проблему, я провел совещание в дорожном агентстве края. Поскольку трасса продолжает строиться, вопрос будет решен весной. А пока, чтобы жителям было удобнее добираться домой, стоит пересмотреть графики движения автобусов.
Кирпич на пути в Добрянку заставляет местных жителей отправляться в 15-километровый объезд.
Тем временем
Контракт на выполнение работ по строительству и разработке рабочей документации дороги Пермь - Березники в обход Полазны может быть расторгнут. Арбитражный суд Пермского края оставил в силе решение Пермского УФАС России о сговоре на торгах между ОАО "Пермавтодор" и АСПК "Уралсибспецстрой". Как пояснил руководитель Пермского УФАС России Дмитрий Махонин, это дело рассматривалось в суде около года. По делу были проведены две экспертизы, которые подтвердили правоту антимонопольщиков. В результате суд принял решение, которым полностью подтвердил сговор участников аукциона. Причем суд также оставил в силе предписание Управления, которым предписано расторгнуть заключенный контракт. За нарушение антимонопольного законодательства ОАО "Пермавтодор" оштрафовано на два миллиона 468 тысяч рублей. АСПК "Уралсибспецстрой" - на один миллион 890 тысяч 430 рублей.