На этой неделе в Смоленске прошли VI Твардовские чтения, посвященные 100-летию со дня рождения выдающегося русского советского поэта-фронтовика и общественного деятеля.
Помимо обсуждения художественного мира, созданного Александром Трифоновичем Твардовским, здесь подвели итоги юбилейных торжеств, которые в течение года прошли по всей России - от Камчатки до Калининграда - и далеко за ее пределами.
На Смоленщине столетию Твардовского придавали особое значение - и потому, что речь идет об уроженце области, и потому, что юбилей стал первым в череде памятных дат, к которым здесь готовятся. Положа руку на сердце, надо признать: в целом отметили скромно. Но, например, в родном для Твардовского Починке 100-летие земляка забудут нескоро. На центральной площади райцентра появился бюст поэта, у которого уже появилась своя роль в повседневной жизни города - молодожены обязательно возлагают к нему цветы. Впервые за полвека капитально отремонтирован районный Дом культуры. В Смоленске благоустроена территория вокруг жилого дома в Запольном переулке, где в 80-х годах прошлого века был создан музей-квартира Твардовского. Почти полгода работала в одном из залов исторического музея замечательная выставка "Держит фронт Василий Теркин", которую успели посетить тысячи смолян и гостей города. Вышел целый ряд важных книг, посвященных жизни и творчеству Александра Трифоновича - двухтомник "Новомирские дневники", подготовленный к печати дочерьми поэта, том в серии "Жизнь замечательных людей", написанный крупнейшим исследователем творчества Твардовского Андреем Турковым. В дни Твардовских чтений в Смоленске прошли презентация сборника очерков психологии творчества Твардовского, написанного доктором филологических наук, профессором Виктором Ильиным, вышел в свет иллюстрированный сборник стихов "Времена года", где автор "Василия Теркина" предстает перед читателем в качестве незаурядного пейзажиста. Власти Смоленской области взяли на себя обязанность обеспечить всеми этими книгами библиотеки региона.
- Такое сейчас положение на книжном рынке, что книги от читателя отрезаются ценой, - сетует Валентина Твардовская, старшая дочь поэта. - Два тома дневников, по 600 страниц каждый, стоят в Москве 700-750 рублей, книга из серии "ЖЗЛ" - 400-500 рублей. Обычная цена для книг, вроде бы и недорого, но у тех, кому они интересны, у интеллигенции, таких денег нет, а тем, кто заплатить в состоянии, они не нужны.
Главное, чего не удалось сделать в юбилейный год - установить памятник Александру Твардовскому в Москве. Он практически готов, и отливают его, кстати, в Смоленской области. Дочерям он не очень нравится - говорят, не похож (но это, наверное, общая беда - то же говорят и о бюсте, установленном в Починке), но куда больше тревожит их так и не завершившаяся до сих пор дискуссия о месте установки памятника.
- Все говорят высокие слова: "великий", "народный", но места на Страстном бульваре им для Твардовского жалко, для кого-то еще берегут, - в сердцах говорит Валентина Александровна. - И министр культуры за то, чтобы установить его там, и главный архитектор Москвы, но ничего пока так и не решено.
Как отметили участники чтений в Смоленске, творчество Твардовского в юбилейный год обсуждалось без привычного в последние годы политического спора. С 80-х годов прошлого века избегать этого не удавалось: одни с жаром доказывали, что Твардовский - часть советской системы, другие не менее убежденно отстаивали тезис о том, что поэт - жертва режима. Сейчас дискуссия не то, чтобы завершена, но потеряла накал. Зато больше стали обсуждать стихи, и при этом вдруг выяснилось, что "Василий Теркин" - эпос сродни "Илиаде" и ничего равного этой поэме в последние 60-70 лет на русском языке написано просто не было.
Андрей Турков, литературный критик:
- Вот вроде бы и случайно сошлись две даты - 100-летие Твардовского и 65-летие Победы. Но - неслучайно! Я очень ценю вклад советской литературы в Победу, но нужно признать - никто не сделал для Победы столько, сколько Твардовский. Его Теркин сопровождал людей со страшной осени 1942 года и до самого конца этой войны, и даже в 60-х годах фронтовики писали автору письма с благодарностью за поэму! Мне кажется, мы практически не воспользовались юбилеем, чтобы обсудить это. Меня поразило, что читали в этом году "Теркина" все, в основном, "Гармонь", при этом выбрасывали строчки, которые были для Твардовского необычайно важны: "И забыто - не забыто, да не время вспоминать, где и кто лежит убитый и кому еще лежать". Это, говорят, "не соответствует нашей концепции Твардовского"! И какая же концепция? Веселенький солдатик с гармошкой?