27.12.2010 15:28
Общество

Прогрессивный "денисовец" стал тупиковой ветвью эволюции человека

Текст:  Наталья Решетникова
Читать на сайте RG.RU

Научный мир обсуждает сенсационные результаты исследования останков, обнаруженных учеными Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) в Денисовой пещере на Алтае.

Заместитель директора института по научным вопросам доктор исторических наук Михаил Шуньков рассказал, почему всего одна человеческая косточка и несколько артефактов заставляют по-новому смотреть на всю эволюцию человека и вносить коррективы в учебники.

Российская газета: Журнал Nature в списке двенадцати самых значимых событий 2010 года назвал выход публикаций, посвященных исследованиям останков древнейших предков человека. Михаил Васильевич, давайте напомним читателям, при каких обстоятельствах была сделана находка, приведшая к одному из выдающихся открытий года.   

Михаил Шуньков: Уже в течение двадцати лет сибирские ученые-археологи ведут работы в Денисовой пещере, которая находится в долине реки Ануй, на границе Алтайского края и Республики Алтай. Денисова пещера над уровнем моря возвышается на шестьсот метров и является единственным памятником Алтая, содержащим многометровые толщи культурных отложений. Этот своеобразный "пирог" включает более двадцати культурных слоев, представляющих разные эпохи развития человечества. Ведь эту пещеру древние люди заселили еще около 280 тысяч лет назад. Пещера называется Денисовой потому, что во второй половине восемнадцатого века в ней жил отшельник Дионисий. Алтайцы называют пещеру Аю-Таш, или "медвежий камень".

В прошлом году вместе с археологическими материалами здесь была обнаружена косточка первобытного человека, которая лежала вместе с каменными орудиями времен раннего палеолита. Эти слои датируются возрастом 30-50 тысяч лет назад.

РГ: Она-то и стала предметом столь пристального изучения ученых сразу из нескольких стран?

Шуньков: Действительно, речь идет о фаланге пальца девочки пяти-семи лет. Но еще десять лет назад одной из экспедиций нашего института был найден коренной зуб, который принадлежал молодому человеку лет восемнадцати. Когда были получены неожиданные результаты исследования фаланги мизинца девочки, то и эту находку запустили в дело. Фрагменты отправили на изучение в немецкий Институт эволюционной антропологии имени Макса Планка, но в исследовании находок также приняли участие московские специалисты, ученые США и Канады.

Интересно, что эти образцы обнаружены в разных частях пещеры, причем их разделяет не только расстояние, но и время. Разница в возрасте этих особей - от семи с половиной до шестнадцати тысяч лет. Анализ генома митохондриальной ДНК (внутриклеточных структур) показал, что зуб также принадлежит новой древней популяции человека. Той же, что и фаланга. Пока, правда, нельзя точно сказать, идет ли речь о новом виде или подвиде. Поэтому предпочитаем называть его нейтрально - "денисовец" или "человек алтайский", не давая строго научное название.

Митохондриальная ДНК "денисовца" имеет 202 отличия от ДНК неандертальца и 385 отличий от ДНК современного человека. С точки зрения морфологии, то есть строения организма, зуб, а у млекопитающих это наиболее информативный материал, оказался гораздо архаичнее зубов всех известных ископаемых людей и современного вида, и неандертальцев. С другой стороны, он менее архаичен, чем зубы таких предков гомо сапиенса, как гомо хабилис и гомо эректус. То есть морфология и митохондриальная генетика показали: популяция человека из Денисовой пещеры занимает промежуточное место между гомо хабилис и гомо эректус и известным до сих пор науке древними обитателями Евразии - кроманьонцами и неандертальцами. Эти данные были опубликованы в марте в журнале Nature. Но делать какие-то выводы по одному анализу генома митохондриальной ДНК существ было рано. Предстояла большая работа - анализ генома, полученного из ядра клеток останков.

РГ: Что дала расшифровка материала ядерной  ДНК, извлеченной из фаланги и зуба?  

Шуньков: Результаты подтверждают, что, действительно, мы имеем дело с новой популяцией древнего человека. Исследования позволили уточнить путь, по которому шла эволюция человека.

Полученный геном этого существа был сравнен с геномами 54 современных людей со всего земного шара, а также с ДНК древнего гомо сапиенса и шести неандертальцев. Получилось, что "денисовец" отошел от ветви общего развития человека около миллиона лет назад. И развивался своим, как в итоге оказалось, тупиковым путем. Общий же ствол эволюции развивался в сторону гомо сапиенса и неандертальца, и примерно около четырехсот тысяч лет назад эти виды разошлись. Первый привел к современному человечеству, второй, как мы знаем, также оказался тупиковым. Ядерная ДНК показала, что наиболее близкими "денисовцам" были все-таки неандертальцы. Они, в свою очередь, тесно общались с гомо сапиенсами, и до четырех процентов генов неандертальцев есть у современного населения Евразии. Генов же "денисовцев" у жителей Евразии не прослеживается, то есть они с предками современного населения не общались. Единственный ныне живущий народ, у которого сохранились от четырех до шести процентов генома "денисовцев", - это меланезийцы. Это не значит, что "денисовцы" каким-то образом мигрировали на юго-восток Азии, а потом и на острова Тихого океана. Скорее всего, предки меланезийцев находились в каком-то контакте с "денисовцами" на территории восточной Азии.

РГ: Насколько полученные данные вписываются в традиционное представление о ходе эволюции человечества?

Шуньков: С одной стороны, "денисовец" историю усложнил. С другой - добавил новую информацию. Он показал, что история человечества была очень сложной.

До сих пор представлялось, что около пятидесяти тысяч лет назад Евразию населяли только два вида людей - гомо сапиенс и неандерталец. Теперь же можно сделать вывод о том, что на территории Евразии существовало два архаичных вида - неандертальцы в ее западной части (Европа и запад Азии, включая Ближний Восток) и "денисовцы" в восточной. С обнаруженными в Денисовой пещере останками история обогатилась, и у нас с вами появился еще один предшественник.

РГ: Оставил ли "денисовец" после себя предметы материальной культуры?

Шуньков: Археологические находки в Денисовой пещере рождают еще одну интригу. Дело в том, что культура обитателей пещеры выглядит значительно более прогрессивной, чем культура неандертальцев, которые, кстати, обитали в окрестных пещерах. У неандертальцев каменные орудия (наконечники, скребла и другие) имеют четко выраженный западноевропейский (так называемый мустьерский) облик. В Денисовой же пещере были найдены остатки материальной культуры возрастом в пятьдесят тысяч лет, которая по археологическим признакам соответствует культуре человека современного физического облика. Здесь были найдены не только каменные орудия, но и костяные. Причем обработаны они более совершенными способами. Например, были обнаружены миниатюрные, до пяти сантиметров, каменные иглы с просверленным ушком, различные следы символической деятельности или, проще говоря, украшения. Неутилитарные предметы, свидетельствующие о сложной социальной организации, в массовом количестве найдены в этом слое Денисовой пещеры.

Кроме того, были найдены два украшения из камня, которые перевернули наше понимание о первобытном человеке. Это два фрагмента браслета из хлодитолита - камня, который был доставлен из Рудного Алтая за двести пятьдесят километров. Минерал очень редкий, при различном освещении он меняет свою окраску. Ничего подобного мировой археологии неизвестно. На этом браслете были зафиксированы следы внутренней расточки, при этом сверление было станковым. Эта технология получила широкое распространение только в эпоху неолита и, казалось, никак не могла быть старше пятнадцати, максимум двадцати тысяч лет. А здесь - пятьдесят тысяч лет! Причем в этом браслете еще было просверлено отверстие. Его изучение показало, что украшение, по-видимому, было сложносоставным. В этом же слое найдены и бусины из скорлупы яиц страуса. Они были доставлены из Монголии или Забайкалья, то есть уже существовал экспорт сырья! Все это говорит об очень высоком уровне - социальном и духовном, эстетическом и технологическом обитателей Денисовой пещеры. Естественно, раньше мы связывали эти предметы с гомо сапиенсом, потому что до сих пор все ранее найденные подобные атрибуты принадлежали ему. Но оказалось, что эта высокоразвитая культура принадлежит "денисовцу", который гораздо архаичнее и неандертальца, и человека современного физического облика. Все это в корне меняет наше представление о примитивном первобытном человеке.

РГ: Когда и почему "денисовцы" покинули историческую сцену?

Шуньков: Здесь еще очень много неясного. Пока мы можем сказать лишь то, что в период между восьмьюдесятью и пятьюдесятью тысячами лет назад "денисовец" обитал на Алтае. В соседних с Денисовой пещерах были найдены останки неандертальцев, которые датированы примерно тем же временем. Это значит, что они вполне могли контактировать. Но каков был характер их взаимоотношений, неизвестно. На эту тему можно только фантазировать.

РГ: Но почему за столько лет работы археологам не удавалось найти останки "денисовца", и они были обнаружены только относительно недавно?

Шуньков: Потому что не было материала, на основании которого можно было бы сделать заключение о его существовании. Мы работаем в Денисовой пещере в общей сложности около двадцати лет, но это первая находка за все время. Кстати, в этом году там тоже обнаружены останки человека, которые переданы для исследований. Это еще одна фаланга, еще один зуб и… фрагмент черепа.

РГ: Михаил Васильевич, учебники по истории теперь придется переписывать?

Шуньков: Конечно! Они все время переписываются. Те взгляды, которые были в учебниках, по которым учился я, к сегодняшнему времени полностью пересмотрены. Археологическая и биологическая составляющие нынешнего открытия заставляют по-новому оценивать эволюцию человека.

Наука Алтайский край Сибирь