27.12.2010 00:48
Экономика

Сергей Иванов: Морская коллегия объединит усилия всех спасателей

Морская коллегия объединит усилия всех спасателей
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №293 (5372)
Читать на сайте RG.RU

Скоординировать усилия всех ведомств, которые занимаются спасением на море, решила Морской коллегии. Вице-премьер Сергей Иванов провел ее в конце прошлой недели.

Нужны единая техническая политика и госзакупка средств спасения, считает вице-премьер. Кроме того, нужно учесть не только те средства спасения, которые есть у ведомств, но и те резервы нефтяных и судоходных компаний.

По словам главнокомандующего военно-морского флота Владимира Высоцкого, поисково-спасательные службы есть и у МЧС, федеральной пограничной службы, Минэнерго.

Все они пока что не объединены. При этом на международном уровне Россия активно сотрудничает по спасению на море. Уже проводились совместные учения с НАТО, есть понимание, что необходимо создавать технически сопрягаемые устройства спасения экипажей на международном уровне.

Внутри страны такой координации нет, констатировал, к сожалению, Высоцкий. Иванов в свою очередь подчеркнул, что нужно координировать действия, учитывая систему ГЛОНАС.

Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номера

По словам главы Росморречфлота Александра Давыденко, в этом году из федерального бюджета на содержание и развитие только средств навигационного оборудования было потрачено 300 миллионов рублей. И более 400 миллионов выделено из внебюджетных источников. В 2011 году эта сумма в совокупности составит около 1 миллиарда рублей. Причем, половину так же профинансируют из госказны.

Модернизируются средства госморспасслужбы. В этом году построено 9 судов, в следующем планируется создать еще 10 судов спасательного флота. Всего до 2014 года предполагается построить 41 многоцелевое спасательное судно, в том числе ледового класса. В свою очередь предполагается в Арктике создать дополнительные подразделения спасательные, учитывая перспективность проходки по Северному морскому пути. Единственным большим недостатком, по мнению Александра Давыденко, является то, что не всегда быстро можно вызвать воздушную подмогу. Иногда иностранные авиаслужбы быстрее приходят на помощь терпящим бедствие. Сергей Иванов предложил при строительстве судов, а именно атомного ледокола нового поколения использовать средства от продажи транспортной компании "Совкомфлот".

Поддержал вице-премьер и идею о необходимости межведомственной координации по спасению на море. Фактически он поручил Минобороне и Минтрансу провести между собой учения по спасению, рассмотрев при этом варианты, когда гражданские спасают военные корабли, или наоборот. Иванов сделал акцент на том, что большее количество аварий происходит в портах или на подходе к ним. И попросил навести здесь порядок.

Затронул вице-премьер и вопрос лоцманских сборов.  В целом по российским морским портам лоцманская проводка судов является прибыльной, конечно, есть и те порты, где лоцманы работают себе в убыток. Но всё равно вице-премьер настаивает, что в будущем лоцманская проводка не должна финансироваться из бюджета. В портах должны зарабатывать на лоцманской проводке и тратить эти средства на развитие навигационных систем внутри портов.

Кроме этого, учитывая важность Северного морского пути и то, что планируется в дальнейшем его развитие как одного из наиболее выгодных маршрутов транспортировки сухогрузов и нефти, в 2011 году предполагается провести по нему судно дедвейтом 150 тысяч тонн. Для этого уже исследован маршрут его прохождения. В свою очередь Сергей Иванов подчеркнул, что уже участился несанкционированный проход по части Северного морского пути речных судов и поэтому таких нарушителей необходимо жестко штрафовать или отбирать лицензию. И иначе количество таких нарушителей будет расти, прогнозировал вице-премьер.

Был затронут вопрос координации и в области морской навигации. По нему также выступал Владимир Высоцкий. Он подчеркнул, что и здесь пока нет полного взаимопонимания среди ведомств, хотя кроме военной и транспортной составляющей у  морской навигации появились еще и новые задачи. Обеспечение разработки полезных ископаемых, прокладка трубопроводов по дну морей, исследовательская и морская деятельность, сохранение морской среды и рекреационные услуги. Всё это, по его мнению, требует создания единого государственного координатора в лице гидрографической службы, которая будет выполнять в основном надзорные функции. В свою очередь  Сергей Иванов напомнил, что за последние 20 лет в России практически перестала существовать технологическая цепочка производства геоинформационных ресурсов и воспроизводства соответствующей инфраструктуры, что крайне негативно отражается на управляемости судоходством.

Водный транспорт