28.12.2010 00:30
В мире

Фолькер Кооп: Гитлер содержал около шестисот "почетных пленников"

В нацистских тюрьмах сидели почетные узники
Текст:  Анна Розэ (Берлин)
Российская газета - Федеральный выпуск: №294 (5373)
Читать на сайте RG.RU

В Германии вышла в свет книга немецкого публициста Фолькера Коопа "В руках Гитлера: особые и почетные пленники СС". С ее автором беседует корреспондент "РГ".

"Российская газета": Сколько "почетных пленников" содержал Гитлер?

Фолькер Кооп: Около шестисот, однако все данные о них держались в строжайшем секрете. Это были политики высокого ранга из оккупированных стран - Франции, Бельгии, Австрии, Голландии, Восточной Европы. Такие, например, как протестантский священник Мартин Нимёллер, которого Гитлер считал "личным пленником". Его и некоторых других узников фюрер приказал приговорить к пожизненному заключению. Президента Рейхсбанка Хьяльмара Шахта фюрер обвинил в предательстве, так как Шахт сначала финансово поддерживал нацистов, а потом перестал это делать.

РГ: Были ли среди "почетных узников" советские граждане?

Кооп: Были. Например, якобы племянник Молотова лейтенант Василий Кокорин. Или сын Сталина Яков Джугашвили. Они числились даже не "почетными", а "особыми пленниками". Оба содержались в концлагере. Но обменять того или другого на своих пленных военачальников Гитлеру не удалось. В моей книге есть фотография тела сына Сталина на колючей проволоке, по которой был пропущен ток высокого напряжения. По официальной версии Гитлера, Яков сам бросился на нее. Однако его убили, ведь на теле видны следы пуль.

РГ: По каким критериям Гитлер решал, кого куда поместить?

Кооп: Это происходило произвольно. Некоторые были помещены в концлагеря, но большинство отбывали плен в шикарных отелях, замках и санаториях, которые были отобраны у их собственников и превращены в филиалы концлагерей. Некоторые пленники имели право даже привести свою прислугу, однако должны были сами за все платить. Например, австрийский канцлер Курт Шушниг в концлагере Заксенхаузен жил в специально построенном доме между рядами колючей проволоки, но должен был оплачивать "казенный кошт". Сам Шушниг не имел права покидать концлагерь, хотя его жена могла даже ездить за покупками в Берлин. Почти все "почетные пленники" выжили. За исключением итальянской принцессы Мафальды и немецкого социал-демократа Рудольфа Брайтшайда, которые погибли во время бомбардировки союзниками концлагеря Бухенвальд. А также Якова Джугашвили и покушавшегося на Гитлера его "личного пленника" Георга Эльзера, которого фашисты расстреляли в последние дни войны.

РГ: Говорят, что Гиммлер в конце войны пытался использовать "почетных узников" как своеобразных заложников во время переговоров с союзниками. Однако из этой затеи ничего не вышло. Как вы думаете, почему?

Кооп: В апреле 1945 года союзники уже не сомневались в поражении Гитлера. У них не было причины торговаться, потому что вся Германия и так уже была оккупирована. Последние 127 пленников Гитлера, которые еще не сбежали сами или не были выпущены на свободу эсесовцами, были отправлены под конвоем в Австрию. Там их освободили американцы.

РГ: Какие архивы вы задействовали в своей работе? Были ли среди них секретные архивы спецслужб, министерств и ведомств? Все данные были в открытом доступе?

Кооп: Обычно по истечении определенного срока все архивы Германии открываются для общественного доступа. Я работал в сорока архивах - федеральных земель, районов и городов Германии, а также в архивах концлагерей. Среди них были и весьма необычные. Например, "Романтичный охотничий" отель в Габельбахе под Ильменау в Тюрингии. Оттуда я даже получил для моей книги фотографию тогдашнего голландского премьер-министра Хендрикуса Колийна и его жены Хелены. Она была сделана в последние годы его жизни во время вынужденного пребывания в отеле.

Германия