Минэкономразвития подготовило законопроект, который отрегулирует выплаты пенсий из средств пенсионных накоплений граждан. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) получат возможность предоставлять клиентам более гибкие формы выплат пенсий, чем в государственной системе. К тому же предусматривается создание гарантийного фонда, на случай если к моменту выплаты пенсий сумма накоплений будет ниже размера произведенных взносов, как это было во время кризиса.
Законопроект предусматривает два вида выплат за счет средств пенсионных накоплений. Первый - единовременная выплата, претендовать на которую сможет ограниченный круг лиц. Это право получат застрахованные лица, чей трудовой стаж составляет менее пяти лет.
Второй вид выплат - по выбору застрахованного лица. Это может быть отдельная накопительная пенсия, выплачиваемая НПФ, либо накопительная часть пенсии по старости, выплачиваемая Пенсионным фондом России (ПФР). По словам участников рынка, такое разделение позволит НПФ предлагать своим клиентам разнообразные варианты выплат, а не унифицированные с ПФР.
За комментариями "РБГ" обратилась к вице-президенту Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Олегу Колобаеву.
- Как НАПФ относится к такой инициативе минэкономразвития?
- Мы активно участвовали в разработке этого законопроекта. Возможность получения "гибких форм выплаты пенсий" особенно на первом этапе развития накопительного компонента, когда размер накоплений мал вследствие малого срока накопления, несомненно, увеличивает привлекательность пенсионных накоплений. Одно дело пожизненная пенсия, по расчетному времени выплаты - 19 лет, а другое срочная пенсия на 7 лет - это почти в три раза больше. Конечно, человеку надо будет объяснить, что при таком выборе по истечении 7 лет он перестанет получать эту часть пенсии. Это должен быть осознанный выбор, и многие на это согласятся.
НАПФ настораживает позиция минэкономразвития, в соответствии с которой вид получаемой пенсии зависит от места формирования накопительной части трудовой пенсии (НЧТП): в ПФР - только НЧТП, в НПФ - выплата в соответствии с правилами фонда. Мне представляется, что в момент назначения пенсии у каждого застрахованного лица должен быть выбор. Если он выберет НЧТП, то либо останется в ПФР или перейдет из НПФ в ПФР, а если выберет выплату по правилам выбранного фонда, то либо перейдет из ПФР в выбранный фонд, либо останется в выбранном фонде, либо перейдет из другого НПФ в выбранный фонд.
- Как это скажется на негосударственных пенсионных фондах?
- Принятие такого решения, несомненно, повысит привлекательность НПФ. В дополнение к их более высокой доходности это привлечет еще большее количество застрахованных лиц.
- Что повлечет для НПФ создание гарантийного фонда, какие будут затраты?
- Создание гарантийного фонда, а я бы, скорее назвал это "системой гарантирования пенсионных накоплений", поскольку конкретная организационно-правовая форма еще не определена, потребует, с одной стороны, некоторых дополнительных затрат на его создание и поддержание, а с другой - сделает еще выше привлекательность НПФ. Появится определенная завершенность, а завершенная система всегда привлекательнее.
По моему мнению, такая система, во-первых, должна строиться на принципах частно-государственного партнерства (государство не в меньшей степени, чем НПФ, заинтересовано в стабильной работе этой системы), а во-вторых - взносы в такую систему должны стимулировать НПФ к активной работе. Если фонд создал хороший задел доходности с большим превышением пенсионных накоплений своих застрахованных лиц над суммой поступивших страховых взносов (т.е. вероятность его обращения в систему мала), то и взнос такого фонда в систему страхования должен быть меньше.