Завтра начнет действовать Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации", который пришел на смену Таможенному кодексу РФ. Закон этот давно ждали и представители бизнеса, и сами таможенники. Работа в условиях ТС показала несомненные преимущества ведения бизнеса на единой таможенной территории, однако и выявила недостатки стремительной интеграции. Их обсуждению и была посвящена конференция "Таможня и бизнес: партнерские отношения", организованная при поддержке Федеральной таможенной службы.
В новом законе получил развитие институт уполномоченного экономического оператора, ставший новеллой для членов ТС. Он создан в соответствии с европейскими стандартами и свидетельствует о значительном росте доверия контролирующих органов к бизнесу. Ряд упрощений связан с декларированием товаров и направлен на ускорение сроков выпуска. В частности, с 1 января 2014 года предусмотрен полный переход на безбумажный оборот и технологию представления в электронном виде ГТД и документов, на основании которых она заполнена. Новые правила дадут возможность осуществлять периодическое декларирование вывозимых товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, а также право декларанта на однократное представление в таможенный орган документов, подтверждающих его правоспособность на совершение таможенных операций, в том числе и до подачи декларации, при составлении которой такие документы будут использоваться. Задачу полностью перейти на электронное декларирование к началу 2011 года ставил перед таможенниками и президент страны Дмитрий Медведев. И сегодня 100% таможенных органов технически к этому готовы. Но вот среди участников ВЭД только пока половина освоили новую технологию, в основном это представители крупного бизнеса, которые могут без проблем приобрести новое программное обеспечение и "широкие" каналы связи. При этом налоговые органы до сих пор требуют предоставлять отчетность в бумажном виде. Кстати, это не единственная нестыковка с налоговиками. Например, до сих пор непонятно, как платить налоги в России иностранной компании-покупателю, не зарегистрированной в нашей стране, и ввозящей сюда товары с территории других участников ТС. Такая ситуация не предусмотрена налоговыми законодательствами РФ и Таможенного союза. Аналогично при вывозе товаров из РФ в Белоруссию или Казахстан иностранная компания, не имеющая присутствия в РБ или РК, не может подтвердить у продавца нулевую ставку НДС.
Еще пример. "На практике возможна ситуация, - говорит Юлия Колесникова, менеджер отдела налогообложения Ernst & Young, - когда у одного юридического лица зарегистрировано 2 филиала, допустим в России и Белоруссии. В процессе ведения бизнеса из одного филиала в другой перемещается оборудование, без целей реализации. Порядок проведения такой операции не регламентируется ни законодательством ТС, ни налоговым кодексом РФ, даже после внесения в него недавних поправок. То есть и после 1 января 2011 года ситуация не прояснится".
Коллегу поддержала Галина Баландина, руководитель практики таможенного права и внешнеторгового регулирования "Пепеляев групп". Практически одновременно с федеральным законом о таможенном регулировании был опубликован и закон о внесении изменений в Налоговый кодекс, несколько изменивший порядок подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте товаров и услуг. Там есть положение, что автоперевозчики должны подтверждать оказание услуг по международной перевозке отметкой таможенного органа о вывозе товаров из РФ. Это значит, считает Баландина, что наши таможенники либо с внутренней границы ТС не уйдут и продолжат контролировать вывоз товаров к соседям, либо автомобильные перевозчики нулевую ставку НДС какое-то время не получат.
В целом же, по словам Галины Баландиной, в новом федеральном законе большой прогресс в правовом плане сделан для экспорта. Это упрощение вывоза несырьевых товаров, выпуск товара в течение 4 часов с момента регистрации ГТД таможенным органом, принятие инвойса вместо контракта. Импорт же, наоборот, "прижали". Основные препятствия для ускорения импорта: удержание товаров до окончания проверки и принятия решения, неразвитость институтов финансовых гарантий, ограниченные права таможенного брокера (представителя).
Впрочем, рано предъявлять к ТС так много претензий - он еще молод, а законодательство, регламентирующее его деятельность, еще будет неоднократно совершенствоваться. Кстати, сумма перечисления ФТС России в казну страны (3,830 трлн руб за 11 месяцев 2010 г. против 2,971 трлн за аналогичный период 2009 г.) говорит не только о выходе России из кризиса, но и улучшении организации в рамках ТС.