29.12.2010 17:37
Экономика

Пропускная способность железнодорожной линии Петербург-Выборг практически исчерпана

Дополнительным "Сапсанам" и "Аллегро" нелегко найти место на дороге
Текст:  Наталия Кудряшова
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №295 (5374)
Читать на сайте RG.RU

О планах увеличения количества высокоскоростных поездов было объявлено на заседании комиссии по въездному туризму Российского союза туриндустрии. Однако, по мнению экспертов, до завершения строительства обходной грузовой линии Лосево - Каменногорск добавлять "Сапсаны" и "Аллегро" бессмысленно.

В декабре исполнился год с момента запуска высокоскоростного железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой. По итогам года поезда типа "Сапсан" перевезли около 1,9 миллиона пассажиров.

- Наполняемость этих поездов достаточно стабильная. И как показывает практика, составов не хватает, и в настоящий момент рассматривается вопрос о закупке дополнительно еще восьми единиц, - заявил гендиректор Дирекции скоростного сообщения Дмитрий Пегов.

Ожидается, что построены они будут к 2013 году.

Определенные проблемы возникали с наполняемостью скоростных поездов на линии Москва - Нижний Новгород. Осенью загрузка не превышала 40-50 процентов, но сейчас, по данным железнодорожников, она возросла до 70 процентов.

- Трудности, с которыми нам приходится сталкиваться, касаются в основном порядка пропуска поездов по одной скоростной линии, на которую приходятся грузовые и социальные перевозки, - заметил Дмитрий Пегов.

Первые итоги эксплуатации поезда "Аллегро" (стартовал 12 декабря) вызывают у перевозчиков оптимизм - их наполняемость в предпраздничные дни близка к стопроцентной. С дефицитом мест железнодорожники могут справиться, запуская сдвоенные составы (700 мест вместо 344) - конструкция "Аллегро" это позволяет. Сейчас на линии Санкт-Петербург - Хельсинки курсируют три поезда, четвертый находится на стадии пусконаладки. Прогнозируемый объем перевозок на следующий год - 240 тысяч пассажиров. В перспективе планируется приобретение еще двух пар "Аллегро".

Впрочем, об окончательной победе над формальностями (оформление документов на линии осуществляется в процессе движения) говорить рано. Финские коллеги пока работают не так, как хотелось бы.

- Таможенные проверки на российской стороне идут быстрее и увереннее, но через месяц-другой все должно скорректироваться и войти в оптимальный график, - заверил Пегов.

Эксперты высоко оценивают перспективы высокоскоростных поездов, но предупреждают о том, что пропускной способности железных дорог для них сегодня явно недостаточно.

- Кардинальное отличие поезда "Аллегро" от других поездов заключатся в системе принудительного наклона кузова, благодаря которой возможно прохождение кривых участков пути с большей скоростью. Кроме того, отпадет техническая необходимость остановки поездов на границе, которая была нужна для смены локомотивов "Репин" и "Сибелиус", - рассказывает доцент кафедры "Железнодорожные станции и узлы" Владимир Костенко.

По его оценке, содержать пути, на которых совмещается скоростное, пригородное и интенсивное грузовое движение, очень затратно.

- Кроме того, пропускная способность линии Петербург - Выборг практически исчерпана. Поэтому с самого начала реализации проекта скоростного движения по маршруту Петербург - Хельсинки в его составе разрабатывались варианты пропуска грузовых поездов к портам Высоцк и Приморск в обход главного выборгского хода, - напоминает Костенко. - Утвержденный вариант строительства обходной грузовой линии Лосево - Каменногорск вызывает протесты экологов и местных жителей. Но до постройки этой линии увеличить количество скоростных поездов и уменьшить время в пути от Петербурга до Хельсинки до трех часов вряд ли возможно, - полагает эксперт.

Железные дороги Санкт-Петербург Северо-Запад