На юге Тульской области, куда поздно вечером во вторник упал "Антей", по-прежнему идут поисково-спасательные работы.
Уже известно, что на его борту находились командиры корабля Белов Андрей и Сергей Солдатов, помощник командира корабля Алексей Сморчков, штурман-инструктор Игорь Слиньков, бортовые инженеры Дмитрий Харитонов, Сергей Невидимов, Дмитрий Домашин, Юрий Карпухин, Марат Байтулов, Евгений Иванов и старший воздушный радист Борис Кондратюк. Фамилия двенадцатого члена экипажа пока не сообщается.
Напомним, что самолет исчез с экрана радаров примерно в 21.30. Сразу же начались его поиски. Из-за сложных метеоусловий лишь к трем часам ночи удалось обнаружить с воздуха обломки Ан-22.
Местные жители слышали грохот в лесу и подсказали военным, что самолет врезался в землю примерно в полутора километрах от нежилого поселка Красный Октябрь Чернского района. Туда спасательные отряды добрались к 7 утра, но разведку местности осложнила разыгравшаяся метель.
Как рассказал корреспонденту "РГ" главный федеральный инспектор по Тульской области Сергей Харитонов, обломки самолета были разбросаны на большой территории. В том месте, где "Антей" ударился о землю, образовалась воронка 20 метров в диаметре и 4 метра глубиной.
Военным следственным отделом Следственного комитета по Тульскому гарнизону по факту крушения самолета Ан-22 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 351 УК РФ.
О судьбе экипажа Ан-22 в минобороны говорят осторожно. Пока нет исчерпывающих доказательств гибели летчиков, военные избегают страшного слова - катастрофа.
Комиссия во главе с первым заместителем министра Владимиром Поповкиным изучает возможные версии ЧП. Главный источник информации - так называемые черные ящики - вчера целый день искали на месте падения самолета. А группы спасателей прочесывали окрестности поселка Красный Октябрь в надежде увидеть купола парашютов. Ими были обеспечены все 12 членов экипажа "Антея". Однако картинка последних минут полета дает мало шансов того, что люди могли покинуть транспортник до его столкновения с землей.
Известно, что Ан-22 возвращался на авиабазу Мигалово в Твери из Воронежа, куда летчики доставили груз. Такие рейсы нередко выполняют сдвоенные экипажи. До аэродрома назначения самолет ведет один, а на обратном маршруте - второй. Пилотам нужно набрать часы для подтверждения классности, к тому же разгрузка борта занимает немало времени. Этим объясняется, почему на "Антее" было 12 человек вместо штатных шести.
Как утверждают в Главном штабе ВВС, оба командира были первоклассными летчиками, а их экипажи состояли из опытных офицеров. В противном случае пилотов не выпустили бы на маршрут в темное время суток и в сложных метеорологических условиях. Тем не менее на 30-й минуте полета экипаж запросил у диспетчера другой эшелон - Ан-22 в это время шел на высоте 5 тысяч метров от земли и, видимо, плохо слушался рулей. Летчикам дали команду подняться на 7 тысяч, после чего связь с бортом прервалась.
Что в эти минуты произошло с "Антеем" и почему, несмотря на приличный запас высоты, люди, скорее всего, не смогли его покинуть? Эксперт по безопасности полетов заслуженный штурман Валентин Дудин предполагает, что в момент набора высоты у Ан-22 мог отказать один из четырех двигателей и 200-тонная махина получила сильный крен, который было невозможно выровнять рулями.
В пользу этой версии свидетельствуют два обстоятельства. По официальным данным, около 70 процентов катастроф "Антея" были связаны с отказом силовой установки. К тому же Ан-22, разбившийся в Тульской области, эксплуатировали 36 лет. В феврале нынешнего года машина прошла капитальный ремонт, но ее преклонный возраст мог дать о себе знать.Поэтому сейчас следствие рассматривает две версии случившегося. Первая связана с неисправностью авиатехники. Вторая - это так называемый человеческий фактор, то есть ошибки экипажа или наземных служб.
Что касается путей экипажа к спасению, то в воздухе он был один - открыть люк в полу или рампу и прыгнуть с парашютом. Однако на "Антее" это можно сделать только в горизонтальном полете. Эксперты говорят, что шансы летчиков безопасно для жизни покинуть падающий или набирающий высоту самолет практически были равны нулю.
Между тем в Твери организовали круглосуточную "горячую линию" - 8 (4822) 39-99-99.