Бывают люди, при встрече с которыми вы ощущаете такую легкость и свет, что кажется, будто золотое солнышко выглянуло после унылого дождя... Таким остается в нашей памяти Володя Вардунас.
Как это удивительно сочеталось в нашем Володе - острый, искрометный ум и непоколебимая православная вера, редкий сатирический дар и - христианское сердце, скорбящее от того, что вокруг так много боли и страданий.
Шуткам его нет числа, оригинальностью сюжетов он мог бы сравниться с самим Гоголем. Яркий, сочный, литературный талант и драматургическая изобретательность - идеальное сочетание, которым владел этот замечательный творец.
Пишем эти строки, а сами думаем: сколько же смешных "колючек" навставлял бы нам Володя Вардунас, если бы стал читать этот некролог, который мы составляем в день его смерти - 28 декабря 2010 года.
А нам так не хочется отпускать его на Тот Свет, посколько Этот Свет без него становится невыносимо скучным. А ведь еще две недели назад он сидел напротив нас и что-то комментировал своим негромким, чуть глуховатым голосом, а мы покатывались со смеху.
Судорожно хватаемся за книгу Даниила Андреева "Роза Мира". Может быть, в ней есть ответ, как продлить момент общения с Володей, как вызвать его на разговор, как заглянуть в тот мир, откуда он уже не вернется? - Но нет, живым не дано проникнуть в эту тайну - тайну, которую Володя уже знает. Он верил в чудеса и, когда случалось cтолкнуться с чем-то необычным, видел в этом "перст Божий". Многие годы его духовным отцом, до самой своей кончины, был настоятель Серафимовского Храма отец Василий, соратник патриарха Алексия.
С режиссером Юрием Маминым Володю познакомил актер Виктор Михайлов (1936-1994), которого зрители помнят по роли директора сельского клуба Хохлова в "Празднике Нептуна", завхоза Пал Палыча в "Фонтане" и Горохова в "Окне в Париж". Как-то, зимним вечером, в середине 80-х, пошел он позвонить из будки телефона-автомата, - новые районы тогда, еще не были телефонизированы. Подходит, - а в будке девушка разговаривает, никак наговориться не может. Потеряв терпение, Михайлов решил прогуляться до другого телефона, что в трамвайной остановке от дома. Подошел, и глазам своим не верит: в будке все та же девушка по телефону разговаривает.
- Я не обознался? - спросил Михайлов, - Это ведь снова вы?
- Да, это я, - ответила девушка. - Просто мне нужно сделать много звонков, а там образовалась очередь, мне стало неудобно задерживать людей, я села на трамвай и доехала до этой будки, опередив вас.
Разговорились. Узнав, что Михайлов работает на "Ленфильме”, девушка рассказала, что брат ее мужа - начинающий сценарист, который ищет режиссера.
- Надо же! - воскликнул Михайлов. - А мой друг, начинающий кинорежиссер, как раз ищет сценарий для своего кинодебюта.
Так судьба свела двух комедиографов - Владимира Вардунаса и Юрия Мамина, чей тандем подарил миру блистательные трагикомедии, имевшие исключительный зрительский успех и многочисленные награды международных кинофестивалей.
После просмотра "Праздника Нептуна" Эльдар Рязанов сказал своему ученику Юрию Мамину: "Я не видел ничего смешнее этого "героического идиотизма"! Юра, должен Вам сказать, что у Вас гениальный сценарист!.."
Володя был одним из самых востребованных кинодраматургов. Он писал для многих ведущих режиссеров страны - Виктора Титова, Владимира Наумова, Игоря Масленникова, Виталия Мельникова, Дмитрия Светозарова...
Последней совместной работой с Юрием Маминым стал фильм "Не думай про белых обезьян", получивший гран-при кинофестивалей в Лондоне и Рабате. Остались неосуществленными интереснейшие кинопроекты, которых так не хватает современному кинематографу с его вялотекущим потоком из фэнтэзи, гламура и криминального чтива.
Володя ушел от нас перед самым Новым Годом, оставив своих родных, друзей, учеников в глубокой растерянности и горе. Но его светлый облик будет всегда вызывать в нас надежду, веру, улыбку и вдохновение.
Вечная Тебе Память, наш Дорогой Друг.
Катерина Ксеньева
Юрий Мамин
Людмила Самохвалова
Али Теляков
Игорь Истомин
Марк Макаренков