Продажи коммерческих автомобилей в Европе стабильно растут. В сегменте легких коммерческих автомобилей за 11 месяцев 2010 г. рост составил 8,7%. Спад показали только новые автобусы, продажи которых за 11 месяцев упали на на 11,2%. И этот спад, по прогнозам экспертов, продолжится. В России же, в отличие от Европы, автобусный рынок показывает стабильный рост.
"Объем продаж автобусов российскими предприятиями за 9 месяцев 2010 года составил 28,9 тыс. единиц или вырос по сравнению с этим же периодом 2009 года на 30,9%. Объем продаж зарубежных марок, собранных в России, возрос на 34,5% до 4,2 тыс. единиц, продажи отечественных марок выросли на 32,8% до 24,7 тыс. единиц, - подсчитал Александр Ковригин, заместитель гендиректора компании "АСМ-холдинг". - По темпам роста продажи отечественных моделей продолжают уступать зарубежным. До конца 2010 года, по нашей оценке, продано порядка 40-40,5 тысячи автобусов, собранных в России, или на 11 - 12,6% больше, чем в 2009 году, из них продажи иностранных моделей российской сборки составят около 5,6 тыс.".
Главная причина роста рынка - резкий его спад в кризис. "Кризис вызвал падение рынка в целом. Причины - снижение доступности и роста стоимости кредитных ресурсов, спад в экономике, удорожание автобусов (в среднем на 10% из-за ввода норм Евро-3), - уточняет Максим Каров, директор по маркетингу компании "Русские автобусы - Группа ГАЗ". - Кроме того, в 2003-2007 годах рост емкости рынка автобусов в РФ обеспечивался за счет развития лизинговых операций. Общий объем лизинговых контрактов в 2007 году составлял 27,6 млрд руб., в 2009 году - 4,2 млрд руб. (снижение в 6,5 раза). Рынок в 2009 году сократился на 42% в натуральном выражении, финансовая емкость сократилась на 40%. Основные причины - сокращение региональных и федерального бюджетов, ограниченность собственных ресурсов предприятий для обновления парка, недоступность кредитных ресурсов, необходимость выплат по ранее заключенным кредитным и лизинговым контрактам".
Зато на выходе из кризиса рынок достаточно резво начал набирать объемы. "Если говорить об импорте, то мы наблюдаем положительную динамику из квартала в квартал, - отмечает Андрей Ловков, коммерческий директор ID-Marketing. - К примеру, в III квартале 2010 года в Россию было ввезено на 15% автобусов больше, чем за I и II квартал вместе взятые. Аналогичная ситуация и в производстве - объемы выпуска автобусов в III квартале 2010 года на 5% больше значения I и II квартала".
Импорт автобусов в Россию за 9 месяцев 2010 года составил 5,2 тыс. единиц или увеличился более чем в 2,6 раза. Как предполагает Александр Ковригин, в целом по итогам прошедшего года импорт автобусов в Россию может достичь 8 тысяч единиц, что в 2,7 раза превысит показатели 2009 года, при этом импорт новых автобусов растет быстрее, чем б/у.
"Если в 2001-2003 гг. доля импорта новых автобусов составляла 21,5-32%, то в 2009 году она выросла до 75,2%, а в 2010 г. ожидается ее доля около 82%. Однако импорт возможно будет увеличен до 8 тыс. шт., но это, по нашему мнению, явление временное, связанное с выходом экономики из кризиса и с тем, что пока зарубежные компании Фиат, Форд, Фольксваген и др. не ввели на полную мощность производство своих моделей в России", - отмечает Ковригин.
Наиболее популярны на автобусном рынка микроавтобусы. И в этом сегменте, как сообщает Андрей Топтун, начальник отдела аналитики агентства "АВТОСТАТ", несмотря на опережающий рост импорта, безоговорочно лидирует ГАЗ. Из иностранных брендов довольно крупными объемами продаж отличаются FIAT, Mercedes, Peugeot. "В категории автобусов малого и среднего класса также лидирует со значительным отрывом от всех остальных отечественный производитель - ПАЗ. В этой же категории среди иностранных производителей можно выделить Hyundai, украинскую корпорацию "Богдан", китайский Yutong и Higer, - говорит Топтун. - Рынок автобусов большого и особо большого классов в численном выражении совсем мал, продажи марок здесь исчисляются в лучшем случае сотнями. Исключение у LIAZ, самого крупного игрока рынка. Много больших автобусов в России реализует также НЕФАЗ. Из зарубежных производителей по объемам реализации автобусов можно отметить MAZ".
Поскольку микроавтобусы популярны, их больше всего и производят. По данным Александра Ковригина, их доля в общем объеме производства в России составляет 70%. Малый класс автобусов (М), длиной 6,1-8 м, также достаточно популярен. Их доля составляет 15,6-22,2% и сохранится в пределах 16-17%. Средний класс "С" (до 10 м) ранее не находил спроса, но с 2001 г. их выпуск непрерывно увеличивался вплоть до кризиса, и доля выросла с 0,7 до 5,1% или более чем в 7 раз. И в 2010 г. объем их производства составил около 4,9%. Производство автобусов класса "Б" (10,1-12 м) хотя и постепенно растет (с 4,9 до 6,6%), но российские автобусы этого класса все еще не могут конкурировать с зарубежными моделями. В перспективе объем их производства не превысит 7%. Автобусы особо большого класса "ОБ" (более 12 м) у нас стали выпускать лишь с 2003 г. Только отечественных марок и выпуск в 2008 г. достигал максимума 1,6% от общего объема производства автобусов в России.
Впрочем, по мнению Максима Карова, российские предприятия способны полностью закрыть потребность рынка автобусов в РФ. По его подсчетам, совокупные производственные мощности российских предприятий - около 30 тыс. единиц в год и могут быть увеличены до 35-40 тыс. в год. Дополнительные возможности роста рынка могут быть обеспечены за счет мер господдержки, целевых программ и мер регулирования рынка пассажирских перевозок автотранспортом.