11.01.2011 00:20
Происшествия

Операция по спасению судов в Охотском море продолжается

Операция по спасению судов в Охотском море продолжается
Текст:  Ирина Дробышева Михаил Чкаников Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №1 (5377)
Читать на сайте RG.RU

Операция по вызволению судов из ледового плена в Сахалинском заливе, очевидно, займет больше времени, чем поначалу планировалось. И потребует от рыбопромышленников чувствительных затрат.

Вчера министр транспорта Игорь Левитин провел заседание оперативного штаба, на котором пришлось признать: сроки операции затягиваются, дизель-электрическим теплоходам, участвующим в ней, требуется дозаправка. Это потребует времени.

Вчера же за несколько часов до этого руководитель Росрыболовства Андрей Крайний встретился с журналистами и рассказал, сколько стоит каждый день спасения. Поскольку угрозы жизни людей на застрявших в ледовом капкане судах нет, спасательная операция проводится на средства судовладельцев. За каждый ледокол им приходится платить 3 миллиона рублей в сутки, то есть около девяти миллионов рублей с учетом того, что задействованы три ледокола.

Сутки простоя только плавбазы "Содружество" обходится судовладельцу еще в 1,5-2 миллиона рублей. Надо думать, что либо через повышение цен на рыбу, либо через сокращение налоговых выплат ситуация в Сахалинском заливе коснется не только рыбопромышленников, но и других граждан нашей страны.

Сейчас в Охотском море началась минтаевая путина, и отсутствие на промысле одной из трех плавбаз такого же типа, как "Содружество", которыми располагает российский рыбодобывающий флот, определенно скажется на объемах производства рыбной продукции. Во всяком случае, так прямо заявил Андрей Крайний, отвечая на соответствующий вопрос корреспондента "РГ".

Кстати, стоимость рыбы, находящейся на борту (а это консервы и свежемороженный товар), оценивается в 300 миллионов рублей. И сами суда стоят порядка 700 миллионов рублей по самой низкой оценке.

На момент подписания номера в печать ледокол "Красин" двигался кормой вперед, пробивая путь в ледяных торосах. За ним ледокол "Адмирал Макаров" на жесткой сцепке буксировал рефрижератор "Берег Надежды". Несколько ранее в ходе телефонного разговора с капитанами Андрей Крайний выяснил, что попытка пройти на жесткой сцепке всем трем судам успехом не увенчалась.

Толщина льда в этом районе на вчерашний день составляла 0,5 метра, в торосах - до четырех метров. Ледовая обстановка здесь характеризуется как "крайняя". Ситуацию усугубляют северо-западная метель, температура ниже минус 20 градусов по Цельсию, небольшие глубины - 20-28 метров.

Скорость движения каравана судов во льдах вчера не превышала 1800 метров в час. А расстояние, которое им предстоит пройти, - 35-40 морских миль. Так что при самом благополучном развитии событий потребуется порядка двух суток для того, чтобы "вывести на чистую воду" лишь "Берег Надежды". А после этого ледоколам предстоит самое трудное: вернуться за плавбазой "Содружество" и вывести ее. Проблема в том, что плавбаза - это практически завод по переработке рыбы, ее длина 180 метров, ширина - 28 метров. Ширина же ледоколов составляет 26 метров. Так что коридор во льдах, который способны поодиночке пробить "Красин" и "Адмирал Макаров", окажется заведомо уже, чем требуется, чтобы вызволить "Содружество" изо льдов. Тем не менее эксперты считают благополучный исход спасения плавбазы вероятным.

Несколько лет назад корреспонденту "РГ" довелось встречать в порту сахалинского города Невельска несколько мелких рыбацких судов из Магадана, которые вмерзли во льды еще в начале зимы и несколько месяцев дрейфовали на Юг, не имея возможности оплатить спасение. Но с "Содружеством", на котором работают три с половиной сотни человек, ничего похожего не произойдет.

Днем старта операции по спасению рыбацких судов в Росрыболовстве считают 31 декабря. В этот день их владельцы смогли дать официальную гарантию оплаты работы ледоколов. За это время изо льдов были вызволены исследовательское судно "Профессор Кизеветтер" и траулер "Мыс Елизаветы".

В Росморречфлоте корреспонденту "РГ" сообщили, что неоднократно предупреждали моряков об аномальных погодных условиях в районе Охотского моря. Хотя в принципе судоходство в этой акватории Сахалинского залива в зимнее время не запрещено. 3 января Росморречфлот для предотвращения новых аварийных ситуаций направил в адрес Росрыболовства повторную телеграмму с предложением обеспечить вывод всех рыбопромысловых судов из опасного района, сообщили "РГ" в минтрансе. Интересно, что 3 января в ледовый плен попал еще один траулер "Мыс Елизаветы". Его удалось выручить.

В минтрансе подчеркивают, что о помощи суда попросили не в то время, когда попали в ледовый плен, а через три дня, то есть 29 декабря, что, по оценкам экспертов, усугубило ситуацию и осложнило их спасение. В Росрыболовстве же сетуют на то, что время было упущено из-за необходимости оформлять гарантию оплаты спасения.

Интересно, что в конце прошлого года на Морской коллегии вице-премьер Сергей Иванов заявил о необходимости координации усилий ведомств, в распоряжении которых есть спасательный флот. Службы есть и у МЧС, и у минэнерго, и у Пограничной службы, но пока все эти силы не объединены. И эта координация должна проходить в рамках системы ГЛОНАСС, что позволит более оперативно находить терпящих бедствие и оказывать им помощь. В северных регионах, в том числе для развития севморпути, хотят создать дополнительные спасательные подразделения в Арктике. Тогда Иванов предложил при строительстве атомного ледокола нового поколения использовать средства от продажи транспортной компании "Совкомфлот".

Стихийные бедствия