12.01.2011 00:20
Происшествия

Начался самый сложный этап спасательной операции в Сахалинском заливе

Начался самый сложный этап спасательной операции в Сахалинском заливе
Текст:  Михаил Чкаников Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №2 (5378)
Читать на сайте RG.RU

Погода позволила вчера изучить ледовую обстановку в Охотском море с воздуха вертолетом Ми-8 МЧС России. Здесь, в Сахалинском заливе, уже больше двух недель не могут вырваться из ледового капкана рефрижератор "Берег Надежды" и плавбаза "Содружество".

Специалисты определили маршрут вывода этих двух рыболовецких судов из льдов. Причем возможный путь отхода просчитывался при непосредственном участии специалиста-гидролога с ледокола "Адмирал Макаров".

"Содружество" придет к "Берегу Надежды"

В результате двухчасовой разведки льдов по маршруту следования каравана было определено оптимальное направление прокладки ледового канала в обход торосов и зон сжатия льдов. Выбранное направление позволит проложить канал с шириной достаточной для безопасной проводки плавбазы "Содружество", констатировали в пресс-службе минтранса. А она, по экспертным оценкам, шире, чем ледоколы, и ей будет трудно протискиваться вслед за ними во льдах.

Пока прямой угрозы плавбазе "Содружество" и экипажу нет, но с учетом прогнозов изменения метеоусловий было решено отдать приоритет именно ей. Рефрижератор же "Берег Надежды" оставили в безопасном районе по пути следования ледоколов "Адмирал Макаров" и "Красин" к плавбазе "Содружество".

Скорее всего "Берег Надежды" дождется, когда ледоколы проведут плавбазу, и пойдет за ними. Это, по мнению экспертов, позволит сократить сроки проведения спасательной операции.

Ходка - сотка

Вчера стали известны имена 14 членов команды рыболовецкой шхуны "Партнер", которая, вероятно, погибла седьмого января в Татарском проливе у берегов Сахалина.

Вчера японские власти передали Росрыболовству судовую роль - имена и фамилии экипажа ("Партнер" пятого января вышел из японского порта Вакканай). Копия этого документа имеется в редакции "Российской газеты". Предположительно, все они граждане нашей страны и, по неподтвержденным данным, жители Сахалинской области. Хотя судовладельцем является зарегистрированная в Белизе SGI compani LTD, а ходил "Партнер" под флагом Камбоджи.

Вчера же на берегу Татарского пролива был обнаружен еще один труп в гидрокостюме без опознавательных знаков. Первую страшную находку сделали накануне: погибшего в гидрокостюме, и тоже без опознавательных знаков, обнаружили в полузатопленном спасательном плоту.

Сигнал бедствия поступил с "Партнера" седьмого января. Капитан единственный раз за сутки вышел в эфир с сообщением: "Внимание, внимание, кто меня слышит, не знаю. "Партнер", терплю бедствие, значит, координаты". Далее капитан взволнованно сообщил: "Судно под воду уходит. Плот единственный открылся, и то не так".

Организованные поиски в районе бедствия результатов не дали. По мнению экспертов, экипаж судна, скорее всего, погиб. Удобный камбоджийский флаг позволяет судовладельцам избегать всяческих столкновений с российскими властями, и это позволяет отправлять в море суда, многократно выработавшие свой ресурс, без средств спасения экипажа, и направлять их на браконьерскую добычу краба.

Скорее всего, ею "Партнер" и промышлял. Это судно пограничники уже задерживали, но под другим названием. Затем оно было отдано под залог судовладельцу. После чего, поменяв название, оно вновь выдвинулось в район незаконного промысла.

Один рейс подобного судна с грузом живого краба в Японию приносит судовладельцу 100 тысяч долларов прибыли. По мнению известного рыбопромышленника Анатолия Филиппова, таких рейсов за месяц можно совершить четыре-пять. Примерно 12 процентов прибыли идет на оплату экипажа. Получается в полтора-два раза больше, чем на легальном промысле.

Рыбаки, которые нанимаются на такие суда, знают, на что идут. Корреспондент "РГ" пару лет назад побывал на подобной браконьерской шхуне. "Сегодня мы едим краба, завтра краб ест нас", - говорили ему рыбаки. По данным, полученным Росрыболовством от японской стороны, подобных посудин в Охотском и Японском морях ходит не меньше сотни.

Нашли судаков

Япония возобновила расследование подробностей подкупа российских пограничников японскими рыболовецкими фирмами. Вчера на пресс-конференции об этом сообщил министр сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства Японии Митихико Кано.

Ранее власти Японии оштрафовали на 200 миллионов иен (2,4 миллиона долларов) четыре рыбные компании с севера Хоккайдо за дачу взяток российским чиновникам. Установлено, что суда этих компаний заходили в исключительную экономическую зону России для вылова рыбы сверх квот, определенных в соответствии с российско-японским межправительственным соглашением. Японские рыбаки якобы сами признали в налоговой инспекции: выплаты российским пограничникам происходили в обход легальной отчетности. Речь идет о сумме взяток по крайней мере в 500 миллионов иен (6,04 миллиона долларов) за три года - с 2007 по 2009.

Руководитель Центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев сообщил корреспонденту "РГ", что квоты на вылов рыбы устанавливаются на ежегодных сессиях российско-японской межправкомиссии, в которых с российской стороны принимают участие представители министерства иностранных дел, пограничной службы ФСБ, Росрыболовства и других ведомств. По мнению Александра Савельева, официально изменить квоты в пользу четырех японских компаний в ходе работы сессии невозможно.

Кстати

Любопытен внешнеполитический контекст, на фоне которого разворачивается это "дело о взятках". Поездки президента Дмитрия Медведева и первого вице-премьера Игоря Шувалова на российские Южные Курилы вызвали в Японии страсть к полетам, крупные японские чиновники неоднократно поднимались в воздух, чтобы осмотреть наши острова.

Кроме того, российская сторона настаивает, чтобы Япония последовала примеру Республики Корея и заключила с нашей страной полноценное соглашение о контроле за браконьерским промыслом.

Аварии и катастрофы Сахалинская область Дальний Восток