12.01.2011 00:38
В мире

Белорусские оппозиционеры по-прежнему остаются за решеткой

Белорусские оппозиционеры по-прежнему остаются за решеткой
Текст:  Виктор Фещенко
Российская газета - Федеральный выпуск: №2 (5378)
Читать на сайте RG.RU

В судьбе белорусских оппозиционеров, задержанных за участие в акциях протеста, которые прошли после президентских выборов, за новогодние праздники ничего кардинально не поменялось.

Они продолжают оставаться в изоляторах КГБ, а их родным и адвокатам по-прежнему не дают с ними увидеться.

Вчера минское ГУВД сообщило, что в организации массовых беспорядков обвинения предъявлены 31 человеку. В то же время правозащитный центр "Весна" сообщает о 25 обвиняемых и 15 подозреваемых. В первую группу входят пять бывших кандидатов в президенты Алесь Михалевич, Владимир Некляев, Виталий Рымашевский, Андрей Санников и Николай Статкевич, жена Санникова журналистка "Новой газеты" Ирина Халип и лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько.

Из них лучшее положение на данный момент у Рымашевского. В начале января его неожиданно выпустили из следственного изолятора под подписку о невыезде. По его собственным словам, произошло это, потому что он написал объяснительную на имя Лукашенко. Содержанием записки он поделиться не смог, так как в КГБ его предупредили, что это будет расценено как разглашение тайны следствия и послужит поводом для нового ареста. Однако Рымашевский уверяет, что не писал ничего, что могло бы повредить другим.

Через несколько дней после освобождения Рымашевский сотоварищи создал Национальную координационную раду демократической оппозиции. Она будет "добиваться освобождения всех политических заключенных, возвращения Белоруссии на путь законности и демократии, а также создавать условия для проведения в стране свободных выборов". Документ подписали лидеры всех оппозиционных партий, оставшиеся на свободе.

С другой стороны давление на белорусские власти оказывают различные западные организации. Вчера, например, освобождения политзаключенных потребовал Генсек ООН Пан Ги Мун. Однако ни эта моральная поддержка, ни заявления оппозиции пока никак не влияют на происходящее в республике. Как сообщили "РГ" в редакции сайта "Хартия-97", обыски и допросы продолжаются до сих пор: "Сам КГБ не в состоянии назвать точное количество проведенных обысков".

За решеткой остаются и двое российских граждан Артем Бреус и Иван Гапонов. По словам советника посольства РФ в Минске Вадима Гусева, "белорусская сторона заявляет, что располагает фактами, свидетельствующими о якобы активном участии россиян в массовых беспорядках". В то же время наши граждане настаивают "на своей полной невиновности". Сотрудники посольства находятся с ними в постоянном контакте. Как сообщил Вадим Гусев, "никаких претензий по содержанию и проведению следственных мероприятий у Бреуса и Гапонова нет".

А вот родителям Ирины Халип доступ к их дочери закрыт с момента ее задержания. Сейчас ее мама Люцина Игоревна пытается оформить опекунство над внуком Данилой. Она уже получила справку, что ее здоровье позволяет взять на себя заботу о ребенке, родителям которого грозит до 15 лет тюремного заключения. Теперь самому трехлетнему Даниле предстоит сдать несколько анализов, после чего, по словам Люцины Халип, к ней домой придут сотрудники органов опеки, чтобы оценить состояние квартиры. Также ей надо будет предоставить справку о размере пенсии и некие другие документы. Окончательное решение по опеке над ребенком будет принято на заседании администрации Партизанского района Минска, в котором проживает семья Халип. Это произойдет в конце января.

Борьбу за Данилу Люцине Халип приходится совмещать еще и с заботой о собственном муже. С 4 января Владимир Трофимович находится в больнице. На фоне стресса у него произошло отслоение сетчатки глаза, и ему уже провели две сложнейших операции.

"РГ" также удалось поговорить с дочерью Владимира Некляева Евой. Последний раз адвокаты встречались с ним 29 декабря, когда у писателя случился гипертонический криз. С тех пор никакой информации о нем не поступало. Ева с женой Владимира Ольгой подавали жалобу в суд об изменении меры пресечения. Но суд ее не изменил.

Как рассказывает Ева, никто не надеется на нормальный диалог с представителями правоохранительных органов Белоруссии, но все равно продолжают его вести, потому что "все шаги внутри страны должны быть предприняты". Тем не менее она очень рассчитывает на то, что помощь международного сообщества и, в частности, российских правозащитных организаций, поможет переломить ситуацию.

Беларусь