12.01.2011 00:39
В мире

Казимира Прунскене: России и Литве пора развивать активное партнерство

Экс-премьер Литвы Казимира Прунскене считает виновными в "вильнюсских событиях" 1991 года реакционные силы СССР
Текст:  Надежда Ермолаева
Российская газета - Федеральный выпуск: №2 (5378)
Читать на сайте RG.RU

Ее знал весь Советский Союз. В Литве имя Казимиры Прунскене и сейчас в представлении не нуждается. Она - бывший премьер, ее подпись стоит на Акте о восстановлении независимости Литвы, дважды кандидат в президенты, профессор, бизнесмен. А с недавнего времени - руководитель Народной партии Литвы.

Прунскене лучше кого-либо знает, что происходило в Вильнюсе ровно двадцать лет назад, когда республика всеми силами пыталась отстоять свою независимость. На эти и другие вопросы экс-премьер ответила в эксклюзивном интервью "Российской газете".

Российская газета: В январе 1991 года в Вильнюсе произошли столкновения между находившимися в литовской столице советскими войсками и сторонниками независимости. Изменилась ли с того времени ваша оценка тех событий?

Казимира Прунскене: Это был удар со стороны реакционных сил Советского Союза, стремящихся отстоять свои идеалы. Кстати, те же силы в августе 1991 года пытались свергнуть легитимную власть России. И именно тогда они потерпели полное фиаско перед демократическими процессами, начавшимися на постсоветском пространстве.

РГ: Как вы видите дальнейшее развитие отношений Литвы с Россией?

Прунскене: Я считаю, что мы должны иметь не только добрососедские отношения с Россией, но и развивать самое активное партнерство. Я ни в коем случае не отождествляю сегодняшнюю Россию с бывшим Советским Союзом и особенно с теми силами, которые хотели лишить Литву независимости в 1991 году.

Я убеждена, что сегодня Россией управляют люди, которые в свое время, как представители демократических сил, помогли нам отстоять независимость. Однако должна отметить, что сотрудничество наших стран выглядит несколько вялым и далеким от стратегического партнерства. Нам надо искать новые ниши для взаимодействия, а не довольствоваться достигнутым. Лично я, со своей стороны, как лидер Народной партии стараюсь сформировать хорошие отношения с "Единой Россией". На совместных мероприятиях мы не только обсуждаем межпартийные связи, но и региональные, культурные и экономические.

РГ: Согласны ли вы с тем, что русских фамилий в литовской политике практически не осталось?

Прунскене: Цель нашей партии как раз заключается в том, чтобы на всех уровнях общественной жизни Литвы должна быть адекватно представлена национальная структура страны. Мы плотно работаем с русскими, польскими, татарскими и другими группами населения.

Сейчас мы добиваемся того, чтобы в Литве была восстановлена практика преподавания школьных предметов на родном языке учеников.

РГ: Насколько реально это осуществить?

Прунскене: Сейчас в сейме идет обсуждение этой темы. Пока большинство у консервативных сил, которые не очень дружелюбно настроены по отношению к России. Кстати, именно они называют меня "пророссийским политиком" только потому, что я настроена на партнерство с Москвой. Я искренне убеждена, что преподавание школьных предметов на родном для детей языке сделает их конкурентоспособными. Попытки же учить детей на литовском языке приводят к тому, что молодые люди отстают в знаниях. Это я и пытаюсь донести до своих коллег.

РГ: Власти обвиняют вас в том, что вы тайно сотрудничали с КГБ. Переживаете?

Прунскене: Эта травля продолжается уже двадцать лет. Я привыкла. Считаю, что во мне видят серьезного конкурента. Как только в моей политической деятельности возникает что-либо важное, тут же комиссия по люстрации начинает делать заявления. Кажется, что она планирует свою работу по моему политическому календарю.

Литва