В новом году облик целого ряда городских районов должен измениться до неузнаваемости. Девелоперы все настойчивее осваивают территории заводов и фабрик.
Нехватка свободных земельных участков в центре Санкт-Петербурга делает застройку промышленных площадок одним из приоритетов работы как инвесторов, так и городских властей. От заводов избавляются основательно, в Северной столице существует даже отдельная программа демонтажа железнодорожных подъездов к промышленным предприятиям.
В конце прошлого года был анонсирован переезд Адмиралтейских верфей в Кронштадт. Согласно плану, территории под жилую и коммерческую застройку должны полностью освободиться к 2015 году.
Через два года должно начаться строительство жилья и торговой недвижимости на месте молокозавода "Петмол" в Московском районе. Завод принадлежит холдингу "Юнимилк", который еще в позапрошлом году вывел производство в промзону "Парнас" на севере Санкт-Петербурга. На территории молокозавода запланировано возведение до 300 тысяч квадратных метров недвижимости, из которых 70 процентов придется на жилье. Объем инвестиций в проект составит не менее 500 миллионов долларов.
В августе прошлого года "Группа ЛСР" объявила о планах по строительству жилого массива на Южном шоссе. Для этого холдинг перебазирует в Ленинградскую область расположенное на месте будущей застройки кирпичное производство. На освободившихся площадках в Купчино инвестор в 2013 году намерен начать возведение 410 тысяч квадратных метров жилья, а также коммерческой недвижимости и объектов социальной инфраструктуры площадью более 100 тысяч квадратных метров.
Холдинг "Ленстройматериалы" планирует построить элитный квартал на месте судостроительного предприятия "Алмаз" на Петровском острове. Объем инвестиций в проект на 40 гектарах земли, реализация которого начнется через несколько лет, оценивается в два миллиарда долларов.
Готовят масштабное переселение и "Силовые машины", которые хотят переместить в Колпино Ленинградский металлический завод со Свердловской набережной, "Электросилу" с Московского проспекта и Завод турбинных лопаток с улицы Седова. Завершить переезд планируется в 2013 году. После него в черте города высвободится около 120 гектаров земли. Использовать освободившиеся участки будет сама компания. Впрочем, как именно будет развиваться участок под ЛМЗ в свете отказа города от строительства "Охта центра", пока непонятно.
Еще один проект, предполагающий рокировку промышленных мощностей и коммерческой застройки, - "Измайловская перспектива". Недавно прошли общественные слушания проекта планировки территории, размещенной вдоль Московского проспекта. Застройщики планируют возвести там 5,8 миллиона квадратных метров жилой и офисной недвижимости. Одно из серьезных препятствий к развитию проекта - нахождение на территории объекта Митрофаньевского и Громовского кладбищ.
С другой стороны Московского проспекта, на 13 гектарах занимаемых предприятием "Вагонмаш", планируется построить 200 тысяч квадратных метров жилья. Инвестиции в проект составят около 400 миллионов долларов, срок реализации проекта 5-7 лет.
Под вопросом пока остается переезд предприятий с Васильевского острова, где большие территории занимают Завод Калинина, "Алмаз" и "Морион". Кроме того, в связи с развитием проекта "Экспофорум" - строительства выставочных площадей на выезде из города по направлению к Пушкину - ставится вопрос необходимости размещения в этом районе экспозиционных павильонов "Ленэкспо". Напомним, что проект с объемом инвестиций в миллиард долларов предусматривает создание к 2013 году на территории площадью 56,2 гектара семи выставочных павильонов общей площадью 100 тысяч квадратных метров, а также конгресс-центра вместимостью до 7 тысяч человек, двух гостиниц и бизнес-центра.
Ключевым моментом остается и возможный переезд Большого морского порта Санкт-Петербурга. Судя по всему, эти 300 гектаров земли город сдаст инвесторам в последнюю очередь - когда приведет в порядок все остальные территории.