Двухлетняя совместная работа ученых-аграриев России и Беларуси закончилась закономерным результатом. Под занавес 2010 года Министерство сельского хозяйства и продовольствия Беларуси и Министерство сельского хозяйства России на совместном заседании своих коллегий в Москве одобрили Концепцию единой аграрной политики. Этот документ будет вынесен на утверждение Совета Министров Союзного государства. Таким образом, рынок сельскохозяйственной продукции в Союзном государстве становится более предсказуемым и насыщенным, активизируется взаимная торговля, новый стимул к развитию получают сельские территории.
Напомним, впервые задача разработки Концепции единой аграрной политики была поставлена в декабре 2008 года на совместном заседании коллегий двух аграрных ведомств в Минске.
За ее выполнение взялись ученые Всероссийского института экономики сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук и Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси. Через год основные направления документа, предусматривающего формирование общего аграрного рынка Союзного государства, единых ветеринарных, фитосанитарных, санитарно-гигиенических требований в сфере производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, инновационное сотрудничество, в целом были одобрены. Разногласия возникли лишь по некоторым позициям - в частности, по уровню государственной поддержки сельхозпроизводителей двух государств, а также по применению ежегодных прогнозных балансов спроса и предложения во взаимной торговле, сформированных на несколько лет по мясу, молоку и сахару. Но в минувшем году по проблемным вопросам обе стороны достигли понимания.
Прежде было принято считать, что более высокий уровень дотаций сельского хозяйства в Беларуси позволяет иметь одностороннее преимущество на рынках России. Если в Беларуси он в разные годы составлял 20-25 процентов от стоимости валовой продукции, то в России - около 10.
Однако, по словам заведующей сектора внешнеэкономических отношений Института системных исследований в АПК Академии наук Беларуси Лидии Байгот, в минувшем году остроту вопроса удалось снять за счет того, что понятие государственной поддержки в процессе переговоров разделили на две части. Одна часть - дотации, которые непосредственно помогают производителю: финансы, выделяемые государством на удешевление семян, минеральных удобрений, топлива, льготные проценты по кредитам и т.д. И вторая - денежная поддержка, которая напрямую не влияет на производство сельхозпродукции. Это, например, вложения в науку, обустройство дорог, племенное дело, карантинные и другие мероприятия. После такого разделения оказалось, что господдержка АПК в Беларуси, удешевляющая производство продукции, не превысит 10 процентов. Пока она, правда, остается несколько выше, чем в России. Но в течение 6 лет этот уровень поэтапно будет снижаться. Министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Михаил Русый особо отмечает поддержку Минсельхоза России в этом вопросе. Со своей стороны российский министр сельского хозяйства Елена Скрынник заметила, что с достижением этих договоренностей автоматически снимаются вопросы по ценовым диспаритетам при поставках продукции на рынки двух государств. Например по молочной продукции.
Кстати, этот же уровень господдержки зафиксирован и в соглашении, подписанном при ратификации документов Единого экономического пространства на территории Таможенного союза.
Сняты разногласия России и Беларуси и по применению ежегодных прогнозных балансов спроса и предложения во взаимной торговле. В последние годы зачастую они играли своего рода роль квот по чувствительным для Беларуси экспортным товарам. Концепция единой аграрной политики предусматривает гибкость в применении балансов: они могут корректироваться исходя из повседневных реалий. Правильность такого подхода подтвердил прошлый год, когда из-за небывалой засухи в России вырос спрос на продовольствие. И Беларусь поставляла картофель, овощи, молоко и мясо без ограничений. Кстати, на совместном заседании коллегий Минсельхозпрод Беларуси и Минсельхоз России согласовали объемы взаимных поставок сахара, молочной и мясной продукции на этот год. По словам Елены Скрынник, из Беларуси в Россию планируется поставить 3,6 миллиона тонн молока и молочных продуктов, 210 тысяч тонн мяса и мясопродуктов, 200 тысяч тонн сахара. Из России в Беларусь аналогичные поставки составят соответственно 40 тысяч тонн молока, 1,5 тысячи тонн мяса.
Как считает Михаил Русый, с принятием концепции единой аграрной политики выстроена логистическая цепь по созданию межгосударственной кооперации.
Но это - документ о намерениях. Поэтому следующим шагом станет составление поэтапного плана мероприятий по реализации этой концепции. По мнению вице-президента Российской академии сельскохозяйственных наук Ивана Ушачева, одним из основных направлений должна стать разработка единой системы мониторинга обеспечения продовольственной безопасности Союзного государства. Кроме того, необходимо усовершенствовать механизм закупок продовольствия в госрезерв.
- Уже в ближайшее время надо перейти к взаимным поставкам в эти фонды, а в дальнейшем рассмотреть возможность создания совместных резервных фондов Союзного государства по наиболее важным видам продовольствия, - подчеркнул ученый.
Он также считает, что для совершенствования механизма ценового регулирования и стабилизации аграрного рынка необходимо сформировать союзный фонд поддержки сельского хозяйства и регулирования аграрных рынков с возможностью проведения межгосударственных закупочных и товарных интервенций.
Все это будет способствовать скорейшему созданию общего аграрного рынка. Формировать его предполагается поэтапно путем применения основных принципов Таможенного союза и Единого экономического пространства.