13.01.2011 00:27
Общество

Пермские мамы и папы создают основы школьного самоуправления

Пермские мамы и папы создают основы школьного самоуправления
Текст:  Марина Вяткина
Российская газета - Неделя - Пермский край: №0 (5380)
Читать на сайте RG.RU

Управляющие советы школ становятся реальной гражданской силой, влияющей на отношения с исполнительной властью. Но новый статус школ как автономных учреждений может привести к фактическому упразднению управляющих советов.

Обошлись без драмы

О конфликте между учителем начальных классов и мамой ученика в пермской средней школе N 99 вспоминают неохотно. Между тем эта история тянулась с сентября 2009 года до середины 2010-го. Один из родителей, Ирина Жданова, добивалась наказания учителя, который, как ей казалось, словесно оскорбил ее сына, ученика начальной ступени. Суд Жданова проиграла, не предоставив доказательств, и конфликт сошел на нет.

Как правило, в таких ситуациях ученика переводят в другую школу, здесь же все осталось по-прежнему. Как только претензии к учителю были озвучены публично, управляющий совет школы старался максимально объективно разобраться в ситуации: действительно ли педагог обозвал своего ученика? Члены совета не один раз выслушали мнения сторон на своей правовой комиссии, в которую входят родители с юридическим образованием.

- Самое важное, что конфликт не превратился в тяжелую драму для всех сторон, ребенок продолжает учиться, - говорит член совета, директор школы Елена Бородкина. - Переход в другой коллектив был бы для него лишним стрессом. Что касается мамы, то она приходит на все школьные встречи, праздники для детей и родителей.

Опыт общественного совета 22-й пермской гимназии с углубленным изучением иностранного языка показал, как можно разрешить конфликтную ситуацию между несколькими педагогами и непослушным учеником. Один из старшеклассников "нахватал" двоек чуть не по всем предметам, перессорился с учителями, и его пригласили на беседу с управляющим советом.

- А в состав совета у нас входят и старшеклассники, - рассказывает председатель совета Ольга Цыбина. - Может быть, именно это сыграло решающую роль - парню пришлось отвечать не только перед взрослыми, а перед сотоварищами. А поскольку он пообещал изменить ситуацию, не исполнить обязательств не смог. Оценки он исправил и после школы поступил в вуз.

Он уважать себя заставил

Один из самых сложных периодов для любой школы - время капитального ремонта. В этом случае детей распределяют по другим школам, педагоги между собой почти не общаются, да и родителям сложно увидеть классных руководителей и получить от них точную информацию. А главное, родители часто переводят детей в другую школу, чтобы обеспечить комфорт и безопасность. В пермской школе N 12 с углубленным изучением немецкого языка общественный совет этого просто не допустил. В итоге количество учащихся здесь с начала ремонта в 2008 году не только осталось прежним, но даже увеличилось.

- Особенно важно было успокоить панически настроенных родителей, - говорит председатель совета Максим Исаев. - Для этого членам совета нужно было понять: как будет проходить подготовка к ремонту, на какие площадки переводятся дети, на какой срок, когда вернемся в свое здание? С этими вопросами мы обратились к руководству департамента образования и науки Перми. Власть пошла нам навстречу в тех рекомендациях, которые управляющий совет имел право выдвинуть: мы настаивали на смене руководства школы, просили передать школе функции заказчика в контрактах с подрядчиками. Мы заключили трехсторонний сетевой график подготовки школы к ремонту, под которым подписались начальник департамента, вновь назначенный директор школы и я, как председатель управляющего совета.

Сейчас родители учеников 12-й школы не только контролируют процесс, но и помогают власти. Например, когда понадобилась независимая экспертная оценка готовности здания школы к капремонту, нашли инженеров среди "сочувствующих" граждан. Задачу оповещения родителей о том, как идут работы, и постоянную связь с педагогами тоже взял на себя управляющий совет, создав сайт и распространяя информационные листки.

Но самое главное "завоевание" управляющих школьных советов, по мнению председателя управляющего совета школы N 12 Максима Исаева, - это возможность вырасти в собственных глазах, реализоваться как гражданская общность:

- Когда совет действительно работает, родители не только начинают сами себя уважать. К ним начинают всерьез относиться органы власти.

Проект на ступеньках

Общественная организация "Родители вправе", созданная при Пермском городском родительском совете, обобщила весь опыт управляющих советов пермских школ. Список вопросов, которые смогли решить родители за последние несколько лет, создав управляющие советы в рамках общероссийского комплексного проекта модернизации образования, довольно обширен. Это и организация качественного питания в школьной столовой, и сбор средств на охрану, ремонт школ, и безопасность близлежаших пешеходных переходов, и школьная форма, и освещение пришкольной территории, и запрет на курение и продажу спиртного близко от учебных заведений, и разрешение конфликтов между учителями и учащимися, и творческие проекты.

Например, в пермской школе N 100 родители, проведя мониторинг качества и содержания запаса препаратов в медицинском кабинете, добились заказа только нужных лекарств для детей с хроническими заболеваниями. Также был составлен оптимальный для учеников график работы медсестры.

Безусловно, когда совет проводит среди учеников конкурс на создание школьной эмблемы, текста школьного гимна или сообща выбирает фасон ученической формы - такие, на первый взгляд, мелкие задачи эмоционально объединяют педагогов, учеников и родителей.

Но общественным советам по плечу решать не только внутришкольные вопросы. Это показывает опыт пермской школы N 100, при которой был создан Совет территориального общественного самоуправления микрорайона (СТОСМ). То есть в зону внимания попадает вся молодежь района, в том числе студенты вузов. В 2009 году СТОСМ трудоустроил около 20 подростков, проживающих в районе, в 2010 - уже более сотни.

- СТОСМ - это следующая ступень роста управляющего совета, - считает директор этой школы Людмила Усольцева. - Сегодня жители, не имеющие отношения к школе, приходят сюда с идеями. Например, жильцы соседнего дома убедили, что необходимо сделать рядом с детской площадкой "лежачего полицейского". И совет микрорайона реализовал это. Жители сами предлагают свою помощь в ремонте фасада школы.

Такой путь развития управляющих советов дает еще и материальные преимущества: в этом году родители школы N 100 совместно с попечительским советом школы и советом территориального самоуправления победили в городском конкурсе социальных проектов. Их проект "Молодежь выбирает будущее" получил 145 тысяч рублей.

На заметку

Управляющий совет - орган государственно-общественного управления школой. В него могут входить педагоги, представители родительской, ученической, местной общественности. Члены управляющего совета имеют ряд управленческих полномочий по решению важных вопросов функционирования и развития школы, закрепленных Уставом.

Возможности управляющих советов:

определять стратегические направления развития школы (участвовать в написании программы развития школы, в обсуждении принципиальных для школы решений);

контролировать эффективность финансово-хозяйственной деятельности (заслушивать доклады директора школы, участвовать в привлечении дополнительных ресурсов);

информировать родителей о расходовании внебюджетных средств, привлеченных от спонсоров учебных заведений;

согласовывать интересы участников образовательного процесса (участвовать в работе конфликтных комиссий).

Комментарии

Ольга Кочева, руководитель проекта "Родители вправе" Пермского городского родительского совета:

- При переходе некоторых школ в автономный статус управляющие советы, которые массово создавались в директивном порядке в рамках модернизации образования, так же массово упраздняются - обычно по настоянию директоров. В некоторых школах из двух органов - наблюдательного и управляющего совета - оставляют лишь один. Хотя они выполняют разные функции: наблюдательный совет лишь контролирует вопросы расходования средств, но не вмешивается в содержательные вопросы управления. Позиция департамента образования Перми в этом вопросе является несколько странной, он как-то молчаливо поощряет упразднение управляющих советов, предлагая типовые нормативные документы. Однако в типовых уставах управляющие советы не упоминаются, нет разъяснений и рекомендаций. Конечно, при упразднении карманных советов отчасти решается проблема имитации деятельности. Упразднение же их вообще пресекает саму возможность участия родителей и общественности в управлении школой.

Людмила Гаджиева, начальник департамента образования администрации Перми:

- Типовой устав автономных образовательных учреждений содержит позиции, обязательные для исполнения. Вместе с тем учреждения вправе наряду с наблюдательными советами создавать и управляющие, и попечительские, и родительские советы. То есть использовать различные формы государственно-общественного управления. Насколько они им нужны, это решает каждое учреждение самостоятельно.

С управляющими советами ряда школ мы в департаменте проводим регулярные встречи по вопросам капитального ремонта, стратегии развития образовательных учреждений. В тех учреждениях, где есть управляющие советы, родители становятся полноправными участниками образовательного процесса. Так, например, они определяют, на что в первую очередь использовать средства.

Консультации для управляющих советов.

Общественная организация "Голос", г. Пермь, ул. Сибирская, 19. Прием по понедельникам, четвергам с 17 до19 час. "Горячая линия" для родителей, педагогов - 8-902-64-17073.

Сайт пермской общественной организации "Родители вправе" www.usperm.ru

Образование Пермский край